Опера с голливудским размахом
Культурная практика столицы последнего времени свидетельствует: москвичи полюбили ходить на оперу. И не только в театрах, но и в кино. Прямые трансляции спектаклей из нью-йоркской «Метрополитен» или лондонского «Ковент-Гардена» собирают аншлаги, как самые престижные премьеры голливудского толка.Это масштабные международные проекты, представляющие бродкаст оперных постановок, передаваемых в формате видео высокой четкости (HD) по спутниковой связи. Законодателем моды и традиции являются американцы. Прямые трансляции из «Метрополитен» был запущены в 2006 году показом «Волшебной флейты» Моцарта. И сейчас популярность проекта набирает колоссальные обороты во всем мире, благодаря чему оперное искусство стало пользоваться не меньшим спросом у любителей классической музыки, чем голливудские фильмы у киноманов. Театр транслирует свои спектакли в двух тысячах кинотеатров 70 странах мира шести континентов. Прибыль от трансляций предыдущего театрального сезона составила не многим меньше 17 миллионов долларов. В Москве представления серии The Met: Live in HD проходят в рамках проекта TheatreHD с 2011 года. Прямые эфиры идут на семи экранах, повторы в разное время, в общей сложности, — на десяти. С того момента как осенью 2015 года был показан «Трубадур» Верди с участием Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского столичная публика очень внимательно отслеживает афишу и не пропускает оперы с участием российских исполнителей и мегазвёзд. У «Ковент-Гардена» дела в Москве пока идут скромнее. И в прошлом сезоне даже возникла пауза в трансляциях. Но сегодня они возобновлены молодой компанией OperaHD и за театральный год будет представлено шесть лондонских спектаклей. Нью-Йорк, для сравнения, покажет десять представлений. Лондонцы пока пытаются уменьшить давление со стороны конкурентов. Так, главное правило показов спектаклей из ROH (Royal Opera House) на киноплощадке — театр должен быть представлен эксклюзивно в оперном жанре. В январе Met еще покажет два повтора. 28-го — «Набукко» Верди, где в заглавной партии Пласидо Доминго, а главную басовую партию поет приглашенный солист Большого Дмитрий Белосельский. А 29-го — «Дон Жуан» Моцарта с любимицей московской публики Хиблой Герзмавой в роли Донны Анны. Также в этот день у Королевской оперы запланирован повтор «Сказок Гофмана» Оффенбаха. А ROH 31 января передаст прямую трансляцию «Трубадура» Верди. И до конца театрального сезона Нью-Йорк предложит еще пять «Live» продукций, Лондон — три. Опера в кино и в театре, это, конечно, разные вещи. И не только потому, что видишь спектакль глазами режиссера трансляции. Но и случается порой обидный брак по звуку или сбой «картинки». Но уникальная возможность заглянуть за кулисы легендарных театров и увидеть уникальные крупные планы знаменитых солистов, что недоступно даже с первого ряда партера, дарят удовольствие причастия спектаклю, происходящему в тысячах километрах от Москвы. Единственное, с чем совсем не вяжется опера даже в формате кинотрансляции, это чавканье соседа навязчиво пахнущем поп-корном. Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»