Революционный держите шаг
Мориарти станет Гамлетом, Инна Чурикова — английской королевой, а все оперные герои переселятся в ХХ век — год точно будет нескучным. Двенадцать главных театральных событий в России и за рубежом пройдут революционным маршем по нашим душам и кошелькам. Какие спектакли нельзя пропустить в 2017 году — в подборке «Ленты.ру». «Рабочие с пригородного завода, уже три недели бастовавшие, всею своею массою в несколько тысяч человек, с женами, стариками и детьми, пришли к нему с требованиями, которых он, как губернатор, осуществить не мог, и повели себя крайне вызывающе и дерзко: кричали, оскорбляли должностых лиц, а одна женщина, имевшая вид сумасшедшей, дернула его самого за рукав с такой силой, что лопнул шов у плеча. Потом, когда свитские увели его на балкон, — он все еще хотел сговориться с толпой и успокоить ее, — рабочие стали бросать камни, разбили несколько стекол в губернаторском доме и ранили полицмейстера. Тогда он разгневался и махнул платком». Худрук Большого драматического театра Санкт-Петербурга Андрей Могучий выпускает премьеру по написанному в 1905 году рассказу Леонида Андреева, где губернатор, давший приказ стрелять по толпе, никак не может выкинуть из головы 47 убитых, «из них девять женщин и трое детей, почему-то все девочек». Тщательно прописанный внутренний ужас человека, совершившего преступление, его нескончаемые внутренние судороги, невозможность вернуться в прежнюю, дорасстрельную, реальность — отличный материал для драматического театра. В главной роли Дмитрий Воробьев. 21, 22 января, 4, 5 февраля БДТ, Санкт-Петербург Если бог (или король) хочет получить твою жену — не путайся под ногами, пожалеешь. Юпитеру понравилась жена полководца Амфитриона — и он явился к ней в облике Амфитриона же, предоставив воину самому разбираться со своим душевным здоровьем. Эту древнюю историю Мольер взял за основу для своей пьесы ровно в тот момент, когда Людовик XIV отправил в тюрьму мужа маркизы де Монтеспан, к которой король был неравнодушен. Французского классика в «Мастерской Петра Фоменко» ставит французский же режиссер Кристоф Рок, руководитель Театра дю Норд в Лилле. «Фоменки» увидели его «Женитьбу Фигаро», когда в 2010 году в России были гастроли «Комеди Франсэз» и оценили схожесть его творческого почерка, его интонации с интонацией основателя театра. Тут вот что важно: Рок не собирается ставить комедию-комедию, прямо вот смешить публику до упаду. И в самом деле — если твое место занимает большой начальник, тебе-то куда деваться? В ролях весь цвет «Мастерской»: Ксения и Полина Кутеповы, Карэн Бадалов, Андрей Казаков, Иван Верховых, Владимир Топцов, Рустэм Юскаев и Олег Любимов. 2, 3 февраля Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва 106 лет назад юная дева в чинном капоре вернулась с бала, упала в кресло без сил — и в ее сон впорхнул Призрак Розы. Неземное создание в глупой розовой шапочке, неподвластное земной силе притяжения. Чуть покружил, потанцевал — и выпрыгнул в окно, улетел, чтобы больше не возвращаться. Тогда в Монте-Карло Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский впервые исполнили этот томный, немножко смешной и фантастически красивый балет Михаила Фокина, быстро превратившийся в символ балета как такового. Столетие спустя молодой петербургский хореограф Владимир Варнава снова берет в работу эту историю — и никакой томности в ней не оставляет. В спектакле, мировая премьера которого состоится в Москве в День влюбленных, он собирается сообщить миру, что вот так вот влетать в жизнь женщины без спроса, а потом вылетать из нее без разрешения — это вообще в обычаях мужчин, даже тех, в ком нет ничего волшебного. Новенький балет займет первое отделение вечера «Танцы о любви», в программу которого солист Мариинского театра Александр Сергеев собирает незатрепанные танцевальные love stories. 14 февраля РАМТ, Москва Джим Мориарти снова бросает вызов Шерлоку Холмсу… прошу прощения, это Эндрю Скотт соревнуется с Бенедиктом Камбербэтчем. Полтора года назад Камбербэтч сыграл Гамлета на сцене лондонского «Барбикана», теперь в театре «Алмейда» шекспировским принцем становится Эндрю Скотт. Различия принципиальны: в огромном зале «Барбикана» была масштабная постановка с гигантскими интерьерами датского замка, а маленький театр «Алмейда» сосредотачивается на разглядывании героев, деталей и деталечек. (Ставит спектакль Роберт Айк, в прошлом году получивший премию Лоуренса Оливье за постановку «Орестеи»). Сходство в одном: и в том, и в другом случае все билеты раскупили меньше, чем за день предварительной продажи. Но «Алмейда» гуманнее: 20 февраля поступит в продажу новая партия билетов. На афише театра Гамлет уже лежит в гробу; ну ничего, воскреснет и задаст жару датскому королевству, с героями Скотта такое случается. 17 февраля — 8 апреля Almeida Theatre, Лондон Не просто вечер хорошей музыки. Не просто хореографический дебют отличного танцовщика (солист Большого театра Андрей Меркурьев). Но — начало нового проекта, в котором балет будет сплавлен с первоклассным музыкальным материалом. Не секрет, что сегодня молодые хореографы все чаще пытаются рассказать о нежных чувствах под какую-нибудь диковинную попсу — так вот, «Признание» создается для того, чтобы поддерживать высокие стандарты. В первой программе проекта — одноактные балеты Меркурьева на музыку Филипа Гласса (W.oda) и Арнольда Шенберга («Просветленная ночь»). Оркестром «Новой оперы» управляет Алевтина Иоффе. 22 февраля «Новая опера», Москва Все, кого пытались в детстве учить музыке, помнят «Этюды» Черни — простенькие и сложные, от одной строчки до такого скопления нот на странице, что не разглядишь, какого цвета та бумага, на которой они напечатаны. Датский хореограф Харальд Ландер в 1948 году решил свести воедино фортепианную азбуку и азбуку балета — и поставил одноактовку «Этюды». Начинается с реверанса крохотной девчонки, явно вчера вошедшей в балетный класс, продолжается упражнениями кордебалета у палки, выходом на середину, вращениями и прыжками — и явлением Примы и премьеров (которые, как водится, соревнуются между собой). «Этюды», вначале кажущиеся совсем элементарными, но мгновенно набирающие невероятную сложность, — идеальный спектакль для того, чтобы повести в театр человека, прежде танцами не увлекавшегося. У вас будет два спектакля — на сцене и рядом: вот ваш друг или подруга сидит со снисходительной улыбкой; вот уже всматривается в происходящее с изумлением и азартом; вот уже отбивает ладони в овации. Этот спектакль — о мифе балета, о силе его и славе. И это первый спектакль в Большом, возникший по инициативе вступившего в должность год назад худрука балета Махара Вазиева (того, кто в конце девяностых — начале нулевых привел к триумфам мариинский балет, а в начале десятых встряхнул балет Ла Скала). Вместе с «Этюдами» в один вечер — премьера «Клетки» Джерома Роббинса (американского классика, широкой публике более известного по танцам в «Вестсайдской истории») и возобновление балета Алексея Ратманского «Русские сезоны». Большой на эту программу поставил человеческие цены на билеты — от 1600 до 4000 рублей, и они есть в продаже. 19, 21-24 марта Большой театр, Новая сцена. Москва Прямая трансляция в кинотеатрах Москвы, Краснодара, Омска, Рязани, Санкт-Петербурга и Сыктывкара 19 марта Горбатый шут, циничный герцог, который может просто украсть из дома любую женщину, посмевшую ему отказать, обитающий на берегу реки профессиональный убийца, чей адрес все прекрасно знают, по ошибке зарезанная героиня — «Риголетто» Верди, красочная оперная история, не имеющая ничего общего с ежедневными заботами человечества. Режиссер Тимофей Кулябин (в биографии которого «Тангейзер» в Новосибирском оперном, «Дон Паскуале» в Большом и немало отличных драматических спектаклей в новосибирском театре «Красный факел»), когда его пригласили на постановку в Вупперталь, задумался над тем, как все эти обстоятельства (неограниченная власть герцога и неограниченное свинство его окружения, а также прекрасный древний обычай назначать в шуты людей с физическими недостатками) сохранить в сюжете, перенеся при этом всю историю в наше время. (Это вообще принцип работы Кулябина — ему неинтересны старинные замки и усадьбы XIX века, герои его спектаклей — всегда современники зрителей). Как он вывернется и сумеет добиться совершенно сегодняшней узнаваемости героев и такого эмоционального отклика аудитории, будто речь идет о ближайших соседях каждого из нас, — пока совершенно неизвестно. Но что сумеет это сделать, нет сомнений. За пультом — молодой австрийский дирижер Йоханнес Пел. 9, 15, 23 апреля Опера Вупперталя, Германия Английская королева, как известно, не принимает политических решений — но раз в неделю к ней является на ковер действующий премьер-министр. Он обязан рассказать, что происходит в государстве и вокруг него, она обязана выслушать. Рада ли она видеть конкретного премьер-министра или вот уже пару лет жалеет, что на выборах победила именно его партия — аудиенция все равно произойдет и будет вписана в историю. Четыре года назад английский драматург Питер Морган сочинил пьесу, в которой предположил, как именно нынешняя королева общалась с многочисленными премьерами — от Черчилля до Дэвида Камерона. (Предположил — потому что протоколы этих встреч не ведутся, хроники нигде не публикуются). Спектакль по этой пьесе, где главную роль сыграла Хелен Миррен, стал театральной сенсацией. Теперь Морган специально для Театра Наций дописал пьесу, добавив в нее последние политические события. Править Британией и ее морями будет Инна Чурикова, ставит спектакль Глеб Панфилов. 11-13 апреля Театр Наций, Москва Главный весенний фестиваль балета проходит в Санкт-Петербурге — и его организаторы так составляют программу, что каждый спектакль становится событием экстра-класса. В этом году они везут «Снежную королеву» из Екатеринбурга (свежее сочинение неоднократного золотомасочного лауреата Вячеслава Самодурова на специально к спектаклю заказанную музыку Артема Васильева; в нем нет зеркала троллей, но сами тролли восхитительны), «Золушку» из Перми (действие сказочной истории хореограф Алексей Мирошниченко перенес в 1957 год и Большой театр; лирика и сарказм Прокофьева получили достойное воплощение) и главную израильскую танцкомпанию «Батшева» (выучка этих людей восхитительна, а самоотдача такова, что у нас с такой только воюют; в мирной жизни наши обычно себя больше берегут). Плюс гастроль Польского национального балета (привозят фантазию на тему шекспировской «Бури») и — та-дам! — гастроль Национального театра танца Нидерландов (NDT). Это бывшая труппа Иржи Килиана, ныне управляемая Полом Лайтфутом и Соль Леон, — поставщик самой модной, взрывной и революционной хореографии в мире классического танца. Билеты поступят в продажу 1 февраля. 13-24 апреля Александрийский театр, Санкт-Петербург Год назад в Парижской опере режиссер Дмитрий Черняков собрал вместе «Иоланту» и «Щелкунчика» Чайковского, выстроив единый спектакль, где речь шла об истории России в ХХ веке — и история эта была так мрачна, что завершить ее было возможно лишь прямым попаданием метеорита, который спалил все живое. Теперь Черняков снова разбирается с русским мифом, взяв нежнейшую (и очень горестную на самом-то деле) оперу Римского-Корсакова «Снегурочка» — и снова на его премьеру соберется весь театральный мир. В заглавной партии обещана Аида Гарифуллина, в царя Берендея превратится Рамон Варгас; за пультом — Михаил Татарников. 15 апреля — 3 мая Парижская национальная опера (Опера Бастий), Франция Оперу Пуччини в Перми ставит немецкий режиссер Филипп Химмельман — и это копродукция с театром Баден-Бадена. Уже обещано, что нищая компания — поэт, художник, философ и музыкант — переселится из XIX века в век двадцатый, в бурные шестидесятые годы. Но здесь важен не режиссерский ход, а продолжающееся путешествие худрука пермской оперы Теодора Курентзиса в мир популярной классической музыки. Настолько популярной, что она прямо уж придушена объятиями простодушных поклонников, которые шарахаются от всякой новой музыки. И Курентзис (вовсе не забывающий про музыку новую и сложную для обывателя) берет эту популярную классику в руки, отмывает от поцелуев, заново настраивает и предъявляет миру: смотрите, это на самом деле великая музыка, вы ее послушайте, а не тех, кто ее мусолит! Так произошло с «Травиатой», так, без сомнения, произойдет и с «Богемой». 4-7 мая Пермская опера «Мэри верит в чудеса, Мэри едет в небеса…» — споет нам Ингеборга Дапкунайте. Именно для нее режиссер Максим Диденко делает сценическую версию старой советской кинокомедии. Мы помним, что у Диденко ничего просто так не бывает: в «Земле», выпущенной им в Петербурге по мотивам фильма Довженко, кулаки и комсомольцы выясняли отношения на баскетбольном поле, а в «Идиоте», грянувшем в прошлом сезоне в Театре Наций, князем Мышкиным была та же самая Дапкунайте. Так что история об американской актрисе, вынужденной бежать из Штатов из-за того, что у нее родился черный ребенок, и обретшей счастье в СССР, может превратиться в совершенно неожиданную повесть. Интересно, кем будут сказаны ласковые слова о том, что у нас всем детям рады — черненьким, беленьким, красненьким, хоть голубым, хоть розовеньким в полосочку и хоть серым в яблочках? 15-16 мая Театр Наций, Москва