Сергей Безруков: На пуантах

Фильм режиссера Анны Матисон «После Тебя», который выйдет на экраны в феврале, обещает открыть зрителям Сергея Безрукова таким, каким популярного актера до сих пор не видели.В новой картине актер сыграл солиста Большого театра Алексея Темникова, в ком угадываются черты молодого Барышникова (советский и американский артист балета, балетмейстер. — «ВМ»). О работе над образом, о проверенном средстве против звездной болезни и о Москве своего детства Сергей Безруков рассказал «Вечерке». — Сергей, ваш герой в фильме «После тебя» — погруженный в себя Темников, живет в своем замкнутом внутреннем мире, резок в общении, неудобен обществу. Но в танце он — прекрасная необузданная стихия. Трудно создавался образ? — В фильме я сыграл не просто артиста балета, а гения своего дела. Для меня картина — серьезный этап, который, надеюсь, станет поворотной точкой в творчестве. Работа эта потребовала огромной физической подготовки. Я сел на диету, усиленно занимался гимнастикой, вспомнил станок, пришлось делать растяжки. Конечно, у меня был дублер, потому что надо было выполнять сумасшедшие прыжки, которые невозможно исполнить, если ты с детства этим не занимаешься. Но очень многое я делал сам, и без всякой компьютерной графики. Внутренний мир моего героя скрыт от посторонних, он — как натянутая струна, готовая оборваться в любой момент. Однако мой Темников держится до последнего — ради реализации своей мечты. Новая роль, та самая натянутая струна, — это безумно интересно, такого в моей жизни еще не было. — Кроме кино вы пробуете себя в ипостаси художественного руководителя Московского губернского театра. Какую задачу ставите перед собой? — Сделать театр таким же узнаваемым, как «Табакерка» или Мастерская Фоменко. Куда зрители шли бы на название, зная, что там всегда идут хорошие спектакли. Я собираюсь делать постановки в разных жанрах. Вот, например, «Нашла коса на камень» по Островскому с Дмитрием Дюжевым в главной роли. Я сам сделал инсценировку, задумал создать огромный губернский город, где живут люди с разными судьбами, характерами, так мастерски выписанные драматургом. Город, где четко видна черта между бедностью и богатством. Это очень атмосферный спектакль. Атмосферу создают звуки, интонации, паузы, и она начинает выстраиваться уже с фойе. А вот «Сон разума» — совсем другой жанр, это фантасмагория по Гоголю, один из самых технически сложных спектаклей в Москве. Гоголь — это огромное количество метафор, символов, персонажей. Фантасмагория подразумевает много пластики, гамму невероятных чувств человека, который сходит с ума. Я как бы забираюсь к нему в голову, пытаюсь представить, как он видит окружающий мир. Мой Поприщин спит и видит «сны». Именно в состоянии сна разума и происходят все те вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках». Или вот спектакль «Веселый солдат» по Астафьеву с Борисом Галкиным в глав- ной роли, который играет самого писателя. Из настоящего он вглядывается в прошлое, в себя — молодого, веселого солдата, прошедшего войну, заново проживает свою жизнь. Борис Сергеевич хорош! Он 30 лет не выходил на сцену, и это одна из его лучших ролей. Впереди много задумок — и Шукшин, и Толстой. Я и тут стараюсь пробовать все, не замыкаться в одном направлении. — Как при бешеной востребованности и популярности вам удалось не забронзоветь? — Никакая звездная болезнь не грозит, если вкалываешь изо дня в день. Никакого головокружения от успеха не будет, если постоянно пробуешь что-то новое, не тиражируя уже известную тебе формулу успеха. Потому что ты каждый раз рискуешь, совершенно не представляя, как зритель воспримет тебя в новом амплуа. Кстати, одним из условий этого «не забронзоветь» является умение артиста вовремя сказать себе и миру «Нет!» До знаменитой «Бригады» было одно восприятие меня как артиста, после фильма — иное. Поверьте, мне было непросто сломать стереотип, сменить амплуа, но все-таки удалось. Ведь у меня была мечта, к которой шел долгие годы, — я хотел сыграть Есенина в кино. — Вы производите впечатление человека с высокой самооценкой. Насколько вам присуще самоедство? — Я постоянно подвергаю сомнению то, что делаю, пытаюсь даже в тех ролях, которые играю давно, совершенствоваться, искать. Для меня чрезвычайно важно, когда роль развивается вместе со мной. — Сергей, вы коренной москвич. Каким вспоминаете город вашего детства? — Москва моего детства — это район улицы Косинской рядом со станцией метро «Ждановская», ныне — «Выхино». Это «Кусково», куда мы с отцом и мамой часто ездили на велосипедах и где я любил кататься на аттракционах. У нас хранятся мои детские фото со львом, на фоне чугунных цепей и ограды усадьбы «Кусково». Отец всячески оберегал меня от «тлетворного влияния» улицы, много мною занимался, поэтому подворотен, как таковых, я не знал. Папа замечательно играл в футбол. И если мы выходили во двор, он все время был рядом, с удовольствием играл с нами, мальчишками. Ну а летом меня отправляли на каникулы на Волгу к бабушке с дедушкой. Так и рос: летом — на Волге, зимой — в Москве. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Сергей Безруков: Важно, с чем зритель уйдет со спектакля В картине «После тебя», выходящей в прокат в феврале, Сергей Безруков сыграл солиста Большого театра Алексея Темникова, в ком угадываются черты молодого Барышникова. Такого Безрукова мы еще никогда не видели! На какие жертвы пришлось идти в ходе работы над образом и о своих любимых ролях народный артист России Сергей Безруков рассказал «ВМ» (далее...)

Сергей Безруков: На пуантах
© Вечерняя Москва