Войти в почту

Фестиваль Бориса Покровского станет живым напоминанием об опере как таковой

07 января 2017 года открылся фестиваль, посвящённый режиссеру Б.А. Покровскому, основателю Московского Камерного музыкального театра. Он продлится до 01 февраля 2017 года и напомнит зрителям о постановках самого Бориса Александровича, которые остаются эталонными и по сей день, и о его нравственных и художественных заветах, так же важных сегодня и для труппы театра, и для коллег, и для зрителей. 07 и 08 января уже прозвучала опера «Ростовское действо» святителя Димитрия Ростовского. Автор – выдающийся православный деятель XVIII века, много усилий предпринявший для духовного единства России и Малороссии. «Комедия на Рождество Христово» впервые была поставлена в 1702 году и воссоздана Борисом Покровским в 1982 году. 11 и 12 января можно услышать оперу XVIII века «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г. Ф. Генделя («Юлий Цезарь в Египте»). Эта опера была написана и поставлена (Гендель ставил свои оперы и оперы других композиторов сам в «Королевской академии музыки» Англии) признанным мастером оперы-сериа эпохи барокко в первый период его творчества, до того, как он обратился к ораториям на библейские темы. Театр Покровского – единственный в России, где можно видеть постановку этой оперы. 14 и 15 января театр покажет детям один из самых знаменитых своих спектаклей – симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк» в постановке Покровского. 18 января зрители смогут посмотреть «Нос» Д. Шостаковича в редакции 1974 года, той самой, которой Б. Покровский возродил спектакль после длительного забвения. Опера была написана композитором по произведению Н.В. Гоголя под влиянием театра Мейерхольда. 20, 21 и 22 января зрители насладятся «Волшебной флейтой», 25 и 26 января – оперой «Дон Жуан, или Наказанный развратник» прославленного гения венской классической школы В. А. Моцарта. 28 и 29 января прозвучат «Похождения повесы» новатора И. Стравинского, в честь которого маэстро В. А. Гергиев предложил назвать 2017 год, а завершат фестиваль 01 февраля 2017 года одноактные оперы Дж. Пуччини «Плащ» и «Джанни Скикки» (из Триптиха 1918 года). «Э-Вести» попросили Михаила Степановича Кислярова, главного режиссера Камерного музыкального театра, рассказать для наших читателей подробности о фестивале и поделиться впечатлениями о Борисе Александровиче Покровском. ЭВ: Это у Вас отнюдь не первый, но традиционный фестиваль в память Бориса Покровского. В чём отличие этого фестиваля от предыдущих? Михаил Кисляров: Мы уже в восьмой раз показываем лучшие спектакли Бориса Александровича Покровского. Он поставил множество опер, но мы делаем отбор, и из года в год в фестиваль включаются такие спектакли, как «Ростовское действо», «Нос», «Дон Жуан», «Похождения повесы», «Волшебная флейта» и другие. Мы представляем его знаковые работы. Принципиально фестиваль почти не отличается от прошлогодних. Но это наше приношение Мастеру, ретроспектива спектаклей Покровского необходима не только зрителю, но и нам самим, для того чтобы взглянуть еще раз на его отношение к опере, где главной является музыкальная драматургия. Может быть, стилистически эти спектакли в какой-то степени принадлежат другой эпохе, но они так блестяще сделаны, что по-прежнему необходимы нам всем. Театр движется вперед, выпускает новые постановки, в которых происходят поиски нового языка. И все равно ориентиром для нас остается Покровский, его взгляд на оперную режиссуру. ЭВ: Кто занят в спектаклях фестиваля – это молодые солисты или для Вас это не имеет значения? Михаил Кисляров: За последние семь лет труппа очень обновилась, сегодня в ней много молодых артистов, которые никогда не работали с Борисом Александровичем Покровским и даже никогда не видели его. Но они вводятся в его постановки, дающие им возможность пройти школу театра Покровского. Мы стараемся бережно сохранять его спектакли, но, тем не менее, в связи с появлением новых артистов они претерпевают некоторые изменения. Мы стараемся не превращать фестиваль в музей, он должен быть живым. Каждый новый исполнитель, хочет он того или нет, привносит новое дыхание, свою собственную индивидуальность, что важно для нашего театра. Артист – не марионетка, а живое воплощение образов, поэтому спектакли меняются, но при этом мизансцены, костюмы и декорации остаются прежними. Фестиваль открылся двумя спектаклями «Ростовское действо», и больше половины исполнителей в нем были из числа молодых, не работавших с Покровским. Постановка идет с 1982 года, представляете, сколько ей лет?! Естественно, за прошедшее время менялись поколения артистов; это важно, потому что театр – удел молодых. ЭВ: Скажите, пожалуйста, такая личность как Борис Покровский, которая до сих пор вдохновляет театр и сообщает ему дух, каким он был в Ваших личных воспоминаниях? В чем секрет силы и обаяния этой личности? Михаил Кисляров: Борис Александрович обладал колоссальной творческой энергетикой, которую он вкладывал и в свои спектакли. Думаю, поэтому они живы. Дух Покровского – это, прежде всего, его энергетика, его мысли относительно проблем, затрагиваемых в его спектаклях. Вы спрашиваете, каким он запомнился? Он запомнился молодым. Не в смысле количества лет, он и в 80, и в 90 был молодым. Я сказал, что театр – удел молодых, но это не вопрос паспортных данных. Это вопрос энергии, озорства, потому что театр – это игра, здесь необходим творческий восторг, даже при воплощении серьезных тем. Он для меня всегда был самым молодым в театре, несмотря на то, что возрасту многим годился в деды и прадеды. ЭВ: В «Геликон-опере» с 22 января пройдёт фотовыставка к 105-летию со дня рождения Б.А. Покровского. Почему именно там, там работают его ученики? Будет ли на выставке что-то новое? Михаил Кисляров: Многие считают себя его учениками, хотя в буквальном смысле у него не учились. Насколько я знаю, Дмитрий Александрович Бертман считает Покровского своим учителем, несмотря на то, что его педагогом в институте был Георгий Павлович Ансимов. Бертман дружил с Покровским и его супругой Ириной Александровной Масленниковой, всегда приглашал их на премьеры. Борис Александрович всегда радовался тому, что открываются новые оперные театры, в том числе и появлению «Геликон-оперы», так как для него это означало, что опера не умирает, что она живет. Он часто приходил в «Геликон» и был там желанным гостем. После реставрации в здании «Геликон-оперы» появился зал Покровского. Теперь они открывают там выставку к 105-летию со дня рождения Бориса Александровича. Мы тоже предоставили для нее фотографии из наших фондов. Я очень рад, что в «Геликоне» состоится выставка, это имя не должны забывать. Не знаю, будет ли там что-то новое; о Борисе Александровиче очень многое сказано и опубликовано, существуют его книги. У нас несколько лет шел спектакль «Диалоги с Покровским», рассказывающий о нем фрагментами его спектаклей и книг. Выставка открывается 22 января, а 23 января – день рождения Бориса Александровича Покровского. Кстати, 18 января у нас идет спектакль «Нос», а 18 января считается днем рождения театра. В этом году нам 45 лет. Источники: Pravoslavie.ru, Opera Pokrovsky, Opera Pokrovsky, Opera Pokrovsky

Фестиваль Бориса Покровского станет живым напоминанием об опере как таковой
© ЭВести