Театр имени Моссовета сделал тургеневский «Дым» актуальным
В основу премьеры Театра им. Моссовета «BadenБаден» режиссер Юрий Еремин положил поздний роман Ивана Тургенева «Дым».«Дым» — не самое удачное произведение классика: критики в свое время единогласно обвиняли его и в невнятности, и в сарказме по отношению к «мыслящей интеллигенции» России. Но прошло 150 лет (кстати, именно этому юбилею первого издания романа посвящена премьера), и оказалось, что перенесенный на сцену сюжет произведения кажется вполне занимательным. Дело происходит на немецком курорте Баден-Баден. В кругу богатых и полных недовольства отчизной русских эмигрантов появляется Григорий Литвинов (Алексей Трофимов). Вообще-то, он приехал на стажировку по сельскому хозяйству, которым планирует заняться дома. Однако роковая дама в красном Ирина (Евгения Крюкова) сбивает все его планы: это давняя любовь, и она вспыхивает с новой силой. Герой не только не осуществляет задуманного, но и умудряется расстроить свою свадьбу с «ангелом» Татьяной (Анна Михайловская) — в свете новых планов с Ириной это невозможно. Но роковые дамы имеют привычку не сдерживать обещаний. Герой уезжает с курорта один и в самых расстроенных чувствах, чем и подытоживает действие. Такая заурядная история в постановке Еремина выглядит интересной и местами даже любопытной. В первую очередь благодаря переданному по букве Тургенева эмигрантскому духу с его разглагольствованием и праздностью. Глядя на сцену, легко можно представить хаянья русских из уст Потугина (Дмитрий Щербин) на каком-нибудь современном Куршевеле или Сардинии: русские ограниченны, псевдодаровиты и перетаскивают все с Запада. Как это созвучно с последним перлом одного из отпрысков новой русской элиты: «Везде лучше, чем в Рашке». Сценической достоверности добавляют детали. Герои легко переходят на немецкий — спектакль готовила в том числе и консультант по немецкому языку Юлия Воронова. Журчит в оркестровой яме миниатюрный водопад, в котором герои радостно мочат ноги. Первый акт заканчивается исполнением русского романса «самородком из Таганрога» (Александр Емельянов). Все эти мелочи создают правдивую почву для тургеневской сатиры, которая у Еремина становится злободневной. Не менее привлекательна и яркая игра артистов второго плана: Дмитрий Щербин, например, придумал, что его герой не выговаривает букву «р» — так монологи Потугина звучат более непосредственно и зловеще. Татьяна Родионова играет Суханчикову с пылом и азартом настоящей феминистки. Галина Дашевская в роли Капитолины Марковны оборачивает многословность героини в душевность и сердобольность. А вот Евгения Крюкова здесь слабовата. Фраза Ирины «Какая я гадкая!» в ее исполнении у вдумчивого зрителя вызывает смех. На первый взгляд кажется, что именно такой должна быть роковая красавица: избыточной во всем, кроме правды. И все же добавь Крюкова своей Ирине немного точных человеческих проявлений, ее игра была бы интереснее. И спектакль бы выиграл. Всегда приятнее видеть в главной героине не «мертвую куклу» (так Ирина характеризует свое окружение), а пусть противоречивую, но личность.