Фотопутешествие вглубь истории Великого Новгорода
Впрочем Великий Новгород хорош и с точки зрения уютной ламповой однодневной экскурсии — для этого тут удобно подогнан транспорт (поезд из Москвы приходит в 6 утра, а уходит в Москву достаточно удобно вечером, да и посидеть в городе есть где). Но для того, чтобы не растекаться по богатейшей истории Новгорода, вместившей массу значимых дат, предлагаю выбрать тематическую точку или точки, и на них концентрировать свое внимание. Например, Новгород, как один из первых русских городов, наиболее древний, основанный в 859 году, но не один такой — среди первых были Киев, Чернигов, Менск, Плесков, Ладога, Тмутаракань, Переяславль, Тверь. Или тот факт, что к началу XII века Новгородская земля включала в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала. Что является прообразом экспансии Руси — России, направленной на расширение своего ареала и влияния. Тут же и к вопросу о территориальных претензиях России на земли Эстонии, Латвии и Финляндии, когда в Прибалтике любят поговорить о том, что русские появились в их республиках только при СССР. Еще тема: изучить Новгород в качестве Отца городов русских, ведь именно новгородские люди не просто пришли, а завоевали Киев, обозначив город с мужским именем Матерью городов русских. Крайне непростая тема изучать на любительском уровне историю Рюрика, норманского следа, викингов и что на самом деле значило призвать варягов на княжение русскими жителями Новгорода, Ладоги и окрестностей, но очень интересно покопаться в истории первой русской государственности. И она восходит не к Киеву, даннику Хазарского каганата в те времена, а к Новгороду. Ведь в политич еской традиции Древней Руси Новгород был все же «старшим братом». Наиболее значимые князья Киева — это новгородские князья. Олег и Игорь пришли из Новгорода, и они пришли не по приглашению знатных фамилий, а захватили власть, отняв Киев у хазар. Княгиня Ольга была дочерью перевозчика на реке Великой, у Выбутской веси, близ города Плескова, где ее и заметил новгородский князь Игорь Рюрикович, позднее взяв в жены. Святослав, которого в современной Украине считают главным украинским героем древности, был первым общерусским князем, носящем славянское имя, да к тому же язычником. Хотя его мать Ольга уже была православной, ну, и как мы помним, новгородка она. Владимир, позже Креститель, начал княжить в Новгороде, а потом завоевал Киев, отбил его в 980 году у старшего брата Ярополка. Отец двенадцати сыновей от разных жен, Владимир посадил в Новгороде старшего сына — Вышеслава. Именно старшего, отдавая значение не Киеву, но Новгороду! Только после смерти Вышеслава в Новгороде сел Ярослав. Сторонникам интерпретации современной истории Украины вообще в Новгороде отшибет многое, нехорошо будет по многим моментам. Включая название первых русских денег. Гривны пошли не из Киева, как думают в Киеве, а из Новгорода. На этот счет здесь в Новгороде есть отличная экспозиция по истории денег. Советую в главном музее города заказать акцентированную экскурсию на этот счет. Кстати, и название валюты — рубль — тоже пошло из Новгорода — так здесь мерили рубленные особой меркой колбаски из серебра. Вот еще одна тема для особой экскурсии — история Новгородской вольницы, Новгородской Республики. Здесь, но только после подробного изучения сути вопроса могут сойтись за кружкой, надеюсь, пива, сторонники и противники демократии. Сторонники могут уповать на первые шаги свободы слова и ее роли в русской традиции (здесь точно скажут, что первую демократию в Россию принес все же не Ельцин). Противники, при наличие знания дела, могут доказать тот факт, что новгородская демократия могла бы, и чуть не довела Великий Новгород до отторжения от Руси через Ганзейский союз, а также до конституционного бардака, который довел к примеру Польшу до безумия и развала со всеми этими сеймами, гонорами, шляхтой и традицией утверждать любой вопрос единодушным голосованием, которого в итоге вообще никогда не было. Новгородская демократия приводила к бесконечным и часто неразумным сменам правящих князей (вспомним постыдное изгнание Александра Невского), печально известным дракам сторонников и противников на мосту через Волхов, со сбрасыванием оппонентов в реку, подкупом голосов олигархией в виде боярства и купечества, и потерей части суверенитета через возникновение ганзейских и орденских западных слобод на территории города, которые не подчинялись законам Новгорода. Через призму данного вопроса можно смело совсем по иному воспринимать роль Ивана Третьего и, конечно, Ивана Грозного в покорении Новгорода. Современные новгородцы до сих пор не могут простить обоим руководителям московско — русской державы их роли в изъятии вольных нравов. Иван Третий подавил бунт и сломал Марфу Борецкую — Посадницу, которая грезила передачей древнего русского города полякам. Ивану Грозному не повезло с пиарщиками своего времени. Вольницу Новгорода он сломал об колено, согласно трактовке новгородцев, но сохранил регион в лоне Русского Царства, по логике многих историков. В Новгороде и сейчас некоторые экскурсоводы, и мне, в частности, рассказывали о зверствах Иоанна Васильевича, что якобы лично колол копьем детей и баб, что лично пил кровь, что лично зарезал того, другого, третьего, Пимена, Филиппа. Что убил 30 000 людей, хотя именно столько в то время в городе и жило. Но при этом, самым странным образом, «в разоренный и избитый» город Грозный спустя некоторое время перевез казну и библиотеку из Москвы, во время второго вторжения на Русь крымского хана Девлет Гирея в 1572 году. И пока его воевода Михайло Воротынский сражался и победил крымских татар в битве при Молодях, в 45 км от Москвы, Иван Грозный, оставив под присмотром 500 солдат казну и библиотеку, совершал нападение на немецкие гарнизоны в современном эстонском Вильянди и Нарве во время Ливонской войны, очевидно, не ожидая какого-то нападения в спину от новгородцев. Но в истории России Грозный остается кровавым душегубом и разорителем Новгорода, а к примеру, новгородские бояре, практически сдавшие город под протекторат Швеции в 1611 году, когда под шведской короной образовалось Новгородское государство, никакой отрицательной исторической публичной оценки у тех же экскурсоводов не получают. Освобождение исконных земель Северо-Западной Руси вместе с Новгородом явилось причиной войны со шведами, которая завершилась подписанием 27 февраля 1617 года Столбовского мирного договора. Итоги шведской оккупации для Новгорода оказались весьма плачевными — половина города была сожжена, в живых оставалось всего 527 горожан. В опустошённом крае бушевали голод и болезни. Зато Грозный — кровавый тиран! В результате, на памятнике Тысячелетия России в Новгороде есть фигуры Марфы Посадницы, со скрипом поставили туда Ивана Третьего, а Грозному места не дали — тиран же ведь. Изучение прекрасного памятника русской истории, который сотворили Михаил Микешин и Иван Шредер в 1862 году, является еще одним вариантом изучения прекрасного Новгорода. Памятник известен всей стране, он великолепен, пережил чудом погромы большевиков в 20-е годы, но едва не был полностью уничтожен немцами в ВОВ. Походить и пофоткаться, это одно, а вот поизучать исторические фигуры, изображенные на памятнике, это очень интересный аспект. Да, на памятнике отображены очень многие исторические персоны — князья, цари, крестители, священники, ученые, художники, полководцы, писатели и поэты. Но есть и некоторые исторические нелепицы, точнее, несправедливицы. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного, хотя присутствуют трое его приближенных: первая жена Анастасия Романова, Адашев, протопоп Сильвестр. Отсутствует император Павел Первый, но это понятно — не любили его, хотя история государства без него тоже не история. Николай I добавлен в последний момент. Есть фигура завоевателя Кавказа Паскевича, но не поставили ключевого Проконсула Кавказа Ермолова! Присутствуют три литовских князя Ольгерд, Гедимин и Витовт, воевавшие вместе с русскими против поляков. Но почему-то отсутствует адмирал Ушаков?! Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Нет Белинского. На памятнике изображен Гоголь, но при проектировании был вычеркнут Тарас Шевченко, и здесь, лично я, носом пропахавший всю историю Тараса Григорьевича, вскормленного, воспитанного русскими, но проклинавшего москалей до конца дней своих, полностью согласен с тем, что хорошему художнику, но скверному, кривому и злому поэту Шевченко не место в пантеоне русской истории. Конечно же, важной частью Новгорода является Софийский собор — древнейшая церковь на территории России, построенная славянами. На что бы я обратил внимание, посещая эту твердыню, построенную в 1045 году? История собора богата событиями. Новгородское вече было у его стен. Александр Невский здесь же вершил суд и казнил изменников, все тех же продажных во все времена буржуа — бояр. Здесь же происходили кровавые события всех войн с ливонцами, шведами, немцами и другими завоевателями. Но самая вопиющая история, по моей классификации, произошла в 1942 году, когда символ собора, да и Новгорода в целом — купольный золотой крест с отлитой на нем фигуркой голубя (по легенде, окаменевшего от ужаса во время погрома опричников Ивана Грозного), был наглым образом вывезен из страны, да не какими-то немцами, а (о, ужас!) испанцами (!) из Голубой дивизии, самыми негодными, наверное, после румын вояками, в числе армии будущего Евросоюза, тогдашнего главы Объединенной Европы Гитлера. Интересно узнать, почему новгородский крест до 2004 года хранился в музее при Военно-инженерной академии Мадрида и никто в Союзе и России не догадался его истребовать обратно за все эти годы. И только после визита Путина в Испанию, крест с большими почестями вернули тогдашнему главе РПЦ Алексию Второму. Новгород бездонен историей, но еще одна ее страница вызывает интерес — борьба русской православной церкви с «Ересью жидовствующих» © (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ересь_жидовствующих), еретическим учением, а по сути, либеральным расколом в РПЦ. Ересь жидовствующих начала распространяться в Новгороде в конце XV и в начале XVI в. В Новгород новое учение занес киевский ученый еврей Схария (Захарий). Переиначивая христианство на манер иудейской религии, Схария отрицал учение о Троице, о божествен ности Иисуса Христа, Ветхий Завет ставил выше Нового, отвергал учения отцов церкви, почитание св. мощей и икон, церковные таинства, обряды, монашество. Согласно предсказанию Схарии, в 1492 должен был наступить конец света, что приводило православную паству в ужас и беспорядки. В Новгороде Схария нашел много сторонников: между ними были духовные лица и самые образованные новгородцы. Главные еретики отличались благочестивою жизнью, большой ученостью; говорили они убедительно, спорить с ними было не под силу малообразованным священникам, и лжеучители легко могли сбивать с толку людей, вовлекать их в ересь, и она расходилась все шире и шире. Учение Схарии из Новгорода проникло и в Москву, начало распространяться и на многие другие города. Новгород — прародитель русской государственности и боевой славы, город, где был возведен древнейший церковный собор, мог стать городом, откуда пошла бы церковная реформация и раскол, где могла исчезнуть сама природа православия. Заслон либералам, которых активно поддерживали и в Ватикане, и в Польше, и в немецких землях, полагая еретичество важным идеологическим оружием раскола, поставил новгородский владыка Геннадий и волоколамский митрополит Иосиф Волоцкий. Борьба далась им крайне нелегко, приходилось преодолевать сопротивление высоких покровителей. Но в итоге, спустя десятилетия идеологического противостояния, ересь была ликвидирована. Зачинщики из числа священников были сосланы в глухие монастыри или изгнаны и преданы анафеме. Пятерых главарей раскола сожгли в деревянных срубах. Борьба с жидовствующими показала необходимость просвещение, подняла вопрос и о церковной идеологии. Геннадий отмечал уязвимость православия тем, что приводят к нему почти безграмотных людей ставиться в священники — в результате появились церковные училища. Понадобились и книги. Еретики ссылались на Библию, а полной Библии на Руси не было; не было также ни одного вполне исправного списка псалтыри. Геннадий озаботился составить полный список Библии; недостающие книги ее были переведены с латинского языка. Борьба с ересью вызвала и новые сочинения. Иосиф написал несколько посланий. Они вошли частью в его книгу «Просветитель». Здесь заключаются история ереси жидовствующих, обличения ее; тут же приводятся все главные идеологии православного вероисповедания. Да, и все это тоже было связано с Новгородом, периода его участия ганзейских проектах. Короче, вам надо сюда, в Новгород Великий! Один из самых великолепных и сохранившихся российских туристических городов!
