Корреспонденты «ВМ» побывали в деревне Гигирево Одинцовского района, где снимал знаменитые фильмы режиссер Александр Роу
Уходящий 2016-й был Годом российского кино — именно поэтому новогодний специальный репортаж мы решили сделать с кинематографическим уклоном. Вдохновили нас советские киносказки Александра Роу «Морозко», «Финист — Ясный сокол», «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые смотрел каждый. Корреспондент «ВМ» отправилась в деревню Гигирево, где сказочник снимал свои фильмы.От столицы до сказочной деревни ехать полтора часа. Как ни старайся — не поймаешь тот момент, когда асфальтовая дорога перестает быть вжата в многоэтажные дома и будет упираться прямо в горизонт, объятая в корабельные сосны. Сегодня деревня Гигирево совсем не та, что в 60-х. Там, где раньше были ромашковые поля и стояли декорации замков к сказкам Роу, теперь разбиты участки под постройку коттеджей и дач. Снегу навалило — ни пройти ни проехать. Чистые исключительно главные дороги деревни, соскребенные с улиц серые массы скучены на обочинах. Вокруг ни души. Только баба Зина в помощь соседям чистит их проезды к дому. Верная помощница бабы Зины — деревянная клюка, больше похожая на палочку-выручалочку, — маленькими точками оставляет след на заснеженной обочине дороги. Так и шагает от одного забора до другого с палочкой и лопатой наперевес. Зина родилась в Москве, но почти 30 лет живет в Гигиреве. Каждый день она подкармливает бездомных собак сказочной деревни, а заодно то снег с дорожки уберет, то нужный дом в деревне людям подскажет. Добрая волшебница? — Какая тут волшебница. Хочу быть нужной, — просто замечает она. — Живу одна, надо себя чем-то занять. Где сказки снимали? Это вам на Обрыв любви надо. Обрыв с историей Даже спустя десятилетия каждый уголок в Гигиреве и его окрестностях напоминает о том, что это сказочные места. Около пятиэтажек сохранился овраг, где «кучковались» Баба-яга с разбойничками. Замечаю — в сосну у этого оврага впилась проржавевшая за полвека табличка с обозначением крайней остановки. На месте дома, где дрессировщик Георгий Алексеев держал животных-актеров, сейчас пустырь. Он добивался того, что кошки у него залезали в кринку со сметаной, кролики били лапками по пню, как по барабану, а медведи танцевали. А вот трех свиней, которых запрягали в сани, для того чтобы «с шиком» доставить Марфушку с приданым от Деда Мороза к дому, привозили на съемочную площадку ненадолго — слишком хлопотно. Трон для дорогих гостей Костюмы к каждой картине Роу шили новые и выдавали актерам массовых сцен на весь период съемок. Для каждой сказки изготавливали эксклюзивные декорации и реквизит. А после съемок дарили его местным жителям в знак благодарности. У кого-то из местных появился в хозяйстве царский трон из «Финиста», а кто-то «сушил» в сарае пенопластовые грибы. Так, в благодарность за радушие и гостеприимство в хозяйстве тети Марины — Татьяны Копыткиной — появился царский трон из «Финиста». Откровенно говоря, сейчас в морщинах дерева еле угадываются черты сказочной бутафории. — У нас и в мыслях не было, что это может представлять какую-то ценность. Если бы мы знали, что это такая реликвия, мы бы ее сохранили, а так трон около полувека простоял на улице, правда усаживали на него только особенных гостей и каждому рассказывали, что это трон из сказки. А делали, видимо, местные мастера его из хорошего дерева. Я помню, что здесь были подлокотники в виде двух коней, — говорит муж Марины Михаил. Недавно родственники Елены Серенко избавились от пенопластовых грибов, искусственных цветов и другой «лесной» бутафории. Особенно много их хранилось в доме, который стоит как раз на Обрыве любви. После смерти хозяйки дома жильцы выкинули весь реквизиторский хлам на помойку, и сказочная жизнь деревни Гигирево стала местной легендой, как и Обрыв любви. ■ И все-таки человеческая память — удивительная штука. Не все гигиревцы сохранили подлинные реквизиты со съемок, но все местные жители поголовно будут в новогодние праздники смотреть фильмы с такими родными местами. А может, это и к лучшему. Ведь отсутствие артефактов, предметов-свидетелей тех времен, означает, что сказка должна продолжаться. Как и история Обрыва любви, она передается из уст в уста — пусть без артефактов, зато с красивой присказкой, что когда-то в эту деревню прилетал добрый волшебник в полосатой пижаме и творил свое, обыкновенное, кинематографическое чудо. Хотите верьте, хотите — нет.