Три двери в рай
Невиданная процессия вышла в тот летний день из Москвы, под звон колоколов всего города. Монахи и священники в сопровождении стрельцов и пушек вынесли из столицы огромный - 310 на 192 см - кипарисовый крест, включавший около трехсот частиц святынь Святой земли и мощей - и повезли его в сторону Белого моря. Им предстояло проделать путь длиной около тысячи километров. Через всю страну, строго на север, и, между прочим, в самый разгар русско-шведской войны - шел 1656 год. По дороге, в местах ночлега, на благословение изготавливали деревянные копии креста. Под охраной драгоценнейшую, не имевшую (и до сих пор не имеющую!) аналогов во всем христианском мире реликвию везли на небольшой каменистый остров в основании Онежской губы - Кий-остров. Так, по преданию, назвал его патриарх Никон. За 17 лет до того, еще простым иеромонахом, он во время своего морского путешествия с Соловков на материк спасся на этом острове от шторма. Установив, в ознаменование этого, на берегу деревянный крест, Никон тогда дал обет - построить здесь обитель, посвященную Святому Кресту. Главной святыней основанного монастыря и стал Кийский крест, изготовленный в Палестине по заказу патриарха и являвшийся копией самого креста Христова - в высоту и в ширину во всем подобен мерою ему. Идеи, которыми руководствовался Никон, возводя Онежский Крестный монастырь, вовсе не сводились к благодарности за спасение. Попробовать понять гранидиозный замысел патриарха можно, вспомнив о еще двух заложенных Никоном обителях - Валдайском Иверском и Новоиерусалимском монастырях. Все они построены по схожим принципам - везде мы видим в основании естественный или искусственный остров, воду вокруг обители и единые технологические приемы. Каждый из них оказывается и подобием одного из святых мест православного востока - Константинополя, Иверского монастыря на Афоне и иерусалимского храма Гроба Господня - а также священным двойником и одновременно охранителем одного из трех центров России, рядом с которыми они построены, - Соловков, Новгорода и Москвы. А еще каждая обитель по-своему раскрывала образ рая. Пример всем векам Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь - первый из построенных Никоном, да и вообще - первый, появившийся в России после Смутного времени. Здесь впервые начали производить в России цветные изразцы, а первая в провинции (нестоличная) типография на Руси была открыта тоже здесь - монахами белорусского Оршанского Кутеинского монастыря, переселившимися в Валдайский монастырь через несколько лет после его основания. Исключительность этого места отмечали уже первые паломники - например, Павел Алеппский, посетивший Ивер в 1656 году и описавший свои впечатления в Путешествии Антиохийского патриарха Макария в половине ХVІІ века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Мы дивились на это благословенное место и его приятное местоположение: по истине, нет ему подобного в мире, и в будущем оно станет примером всем векам. Слова Павла Алеппского - не просто красочные эпитеты. Тишина окружающего монастырь Валдайского озера, древние ели, загадочный необитаемый соседний остров Муравьиный: с пейзажами Ивера, действительно, невозможно расстаться, да и не получится - остаются в душе навсегда. ...Царь дал монастырю для охраны двести стрельцов, а патриарх прислал недавно множество ружей, пушек, пороху и броней, - рассказывал Павел Алеппский о масштабе Валдайской обители, которую строил Никон при поддержке государя Алексея Михайловича. - Патриарх так восхищается этим монастырем, что выписал для него из франкских земель люстру, т.е. большой полиелей, из желтой меди, величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинками, ценою в 900 динаров (рублей). Величие прошлого этой обители и сейчас можно ощутить, рассматривая цветные изразцы XVII века на одном из окон настоятельского корпуса, или прикоснувшись к резным дубовым дверям Успенского (Иверского) собора - им уже больше трех веков - в котором хранится главная святыня монастыря, Иверская икона Божией матери. А еще - увидев фрески этого собора. На одной из них - блаженный Николай Кочанов, новгородский Христа ради юродивый, живший в XIV веке. В одно время с ним на другой стороне реки Волхова подвизался другой блаженный — Феодор, представлявшийся непримиримым врагом Николая: так два святых наглядно изображали новгородцам их склоки. Как-то раз, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай побежал прямо по реке, как по суше, бросая в Феодора кочаны капусты, - после чего его и стали называть Кочановым. Как добраться Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на территории Новгородской области, в 10 км от города Валдай. На автомобиле: свернуть с трассы Москва – Санкт-Петербург (М10), не доезжая до Валдая, на повороте до г. Боровичи, далее по укзателям. По железной дороге из Москвы: на поезде Псков-Москва (станция Валдай), далее до Иверского монастыря от пристани Валдая на теплоходе «Заря-211» или на такси. Из Петербурга: поезд Санкт-Петербург-Москва, станция Угловка, далее на такси. При монастыре есть гостиница, заселение производится только по предварительной договоренности с паломнической службой (тел. 8-911-614-66-94). Сайт: iveron.ru Русская Палестина На окраине города Истра стоял и плакал мужчина. Иеромонах Иосиф Сафронов - так звали его - смотрел на руины, оставшиеся на месте взорванного отступающими немцами Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. На обрушившиеся, но все еще величественные стены Вознесенского собора: квартировавшие в его стенах солдаты отогревали своих раненых, сжигая иконостас. Этот храм был самым грандиозным творением патриарха Никона, заложившего в нем столько престолов, сколько дней в году, - чтобы ежедневно, в продолжение годового круга, литургия совершалась на новом месте. К этому моменту отец Иосиф прошел уже и аресты, и соловецкий лагерь, где богослужебную утварь приходилось изготавливать своими руками, а иногда - когда отбирали и её - проводить богослужение прямо на груди у старшего по чину священнослужителя, - например на священномученике Петре Звереве. Однажды конвоиры, увидев Пасхальную литургию, служившуюся на груди епископа Петра, начали стрелять. Старшие священники загородили молодых и спасли их, но восемнадцать старших были тут же убиты. Прошел отец Иосиф и ссылку в Медвежьегорск, и побег, когда, умирающих, их вместе с товарищем заметили финские пограничники, пережил и переезд, вопреки уговорам, обратно в послевоенный СССР, где вскоре ему предстояли еще долгие годы лагерей и пыток. Монах побывал в таких местах, откуда уже не возвращались, но сейчас слезы текли по его лицу. Он снова увидел Новый Иерусалим, последним насельником которого - и свидетелем окончательного закрытия в 1929 году - он был. Первое чудо, с которым сегодня встречаешься в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре - сам факт его воскресения. Несколько поколений музейщиков и реставраторов, кропотливо залатывая дыры, восстанавливали здания в послевоенные годы. Пять последних лет все постройки были опутаны строительными лесами, укутаны в полиэтилен с утеплителем; тепловые пушки поддерживали плюсовую температуру даже при -30; внутри круглосуточно работали до полутора тысяч специалистов одновременно. Сейчас полностью восстановлены и открыты и колоссальный главный собор (вмещающий до 16 тысяч человек!), и взорванные в войну башни и колокольня, и большинство других ключевых строений Русской Палестины. Именно так, в качестве грандиозной пространственной иконы, задумывался Новый Иерусалим - российское явление Святой Земли. По преданию, на сходство евангельского ландшафта с окресностями села Воскресенского (нынешнего города Истра) патриарх Никон обратил внимание, путешествуя через эти земли в свой валдайский монастырь. Так в сорока верстах от Москвы появились и река Иордан (Истра), и свой Храм Гроба Господня, и свой Гефиманский сад, и горы Сион и Фавор, а окрестные деревеньки превратились в Вифлеем, Назарет, Капернаум и Вифанию. Разлилось даже местное Галилейское море - правда, уже несколько сотен лет спустя и вопреки закрывшей монастырь власти: в 1937 году, после постройки гидроузла на Истре, здесь появилось водохранилище. Еще на подходе к Новому Иерусалиму, на стене Надвратной церкви, вы видите утопающую в небесных красках роспись. Это фреска Воскресение Христово - символ всего монастыря. Её воссоздали в первоначальном варианте несколько лет назад. Краски клали после праздника Богоявления, когда случились лютые морозы: вокруг фрески пришлось сооружать защитный тепловой короб. Центр монастыря - Воскресенский собор, образ Иерусалима и земного, и небесного, со скрывающейся внутри него Кувуклией: точным, вплоть до очертания камней, подобием Храма Гроба Господня. Вокруг же - пространство, где воссозданы главные евангельские святыни - от места крещения Иисуса Христа - реки Иордана-Истры - до места его распятия, Голгофы - Голгофского предела Воскресенского храма. Есть смысл догулять и до музейного комплекса, расположившегося по соседству с монастырем - в нескольких сотнях метров вниз по шоссе на Бужарово. Открывшееся год назад новое здание музея - сейчас едва ли не самое современное в Подмосковье, с экспозициями, посвященными археологии и истории Русской Палестины. А в парковой зоне есть памятники деревянного зодчества XIX века - крестьянская изба, часовня, мельница; летом можно зайти в кузницу (или отправить туда детей на мастер-классы) и прокатиться на лошадях. Как добраться Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь расположен в 45 км от Москвы, в г. Истра (ул.Советская, д.2). На автомобиле: по Волоколамскому или Новорижскому шоссе, через г. Истра. На электричках Рижского направления из Москвы: до станции Истра или Ново-Иерусалимская, далее автобусом до остановки Монастырь" или пешком около 20 мин. Также из Москвы можно доехать на автобусе № 372 от м. Тушинская до ост. Почта", далее пересадка на автобус до остановки Монастырь". Телефон паломнической службы: +7 (498) 314-68-38. Сайт: www.n-jerusalem.ru От Кий-острова до Крапивников В том же 1656 году, когда был основан Новый Иерусалим, патриарх Никон добился у царя Алексея Михайловича разрешения на строительство Онежского Крестного монастыря. Прототипом для него служили и Константинополь, и Крестный монастырь под Иерусалимом - на Востоке, а в русской земле - Киев. Более трех с половиной веков простояли на Кий-острове мощные, строгие храмы монастыря, построенные по большей части из гранита. Выступом огромной гранитной плиты над морем и образован весь этот узкий (порядка 600 м в ширину), протянувшися на 2,5 км с севера на юг остров, поросший древним сосновым бором. Добраться сюда можно только летом, во время максимального прилива, когда из города Онеги на Кий начинают ходить катера с отдыхающими: территория обители, закрывшейся в 1923 году, является сейчас частью дома отдыха Кийский. Впрочем, и сейчас, в зимние дни, доступна часть Кийского монастыря. Его главная святыня, тот самый Кийский крест, который когда-то через всю Россию пронесли сюда из столицы, теперь снова в Москве. В год закрытия он покинул монастырь, а затем семь лет пребывал в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. Потом снова отправился в Москву, в запасники Исторического музея. Там этот величайший в истории православия реликварий-мощевик и был найден в 1990 году. Тогда милостью Божией и силами Юрия Мефодьевича Соломина, сейчас руководителя Малого театра, а тогда министра культуры России, крест был спасен от вывоза на Запад. Он был найден в коробке под лестницей, разрубленным, в виде лома, подготовленным к списанию с целью продажи по цене серебра, - рассказывает (http://pravoslavie-nord.ru/15499) протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, куда в августе 1991 и был передан крест. Теперь он - в 15 минутах ходьбы от метро Чеховская: хранитель русского Севера и всей России, Крест, вмещающий в себя частицы сотен христианских святынь, сам по себе ставший образом райского Иерусалима - ведь, как сказано в молитве патриарха Никона Кийскому кресту, тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются. Как добраться Московский Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках находится в Крапивенском переулке, дом 4, строение 2 (пешком от станций метро Чеховская, Пушкинская, Трубная). На машине можно заехать только с улицы Петровка (въезд с Петровского бульвара запрещен). Сайт:krapivniki.ru В июле-августе катером из города Онега (куда ходят поезда из Архангельска) можно добраться до Кий-острова. Адрес дома отдыха Кийский: Архангельская область, г. Онега, пр. Октябрьский, д. 156. Телефон: (8-81839) 7-17-2. Директор: Верещагин Сергей Алексеевич, телефон: 8-902-193-63-31. Сайт: www.onega.su
