Неочевидные связи голливудского кинематографа с политикой и идеологией Издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу кинокритика Алексея Юсева «Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов». “Ъ-Lifestyle” публикует отрывки, посвященные фильмам «Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Рождение нации», «Человек из стали», «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» и «Железная леди». «Человек из стали» и продакт-плейсмент Фильм про Супермена «Человек из стали» Зака Снайдера стал абсолютным рекордсменом по числу партнеров, привлеченных для продакт-плейсмента. За рекламу в ленте режиссера Зака Снайдера заплатили производители 143 товаров и брендов. Обычный зритель сможет вспомнить от силы два-три бренда, которые демонстрировались на экране. Даже пристальный наблюдатель-непрофессионал обнаружит пару десятков следов присутствия спонсоров, но это не сильно приблизит дело к 143. Реклама социально-политического характера куда сложнее, тоньше и изящнее, чем демонстрация обуви определенной марки на главном герое картины. Часто она на самом виду, но зритель ее не замечает, принимая за специфику сюжета. Например, в фильме «Люди в черном 3» есть момент, где девочка восклицает: «Мама! Президент пьет мое шоколадное молоко!» На первый взгляд тривиальный комический момент, не более. Но на самом деле фраза ребенка отсылает к изменению меню школьных обедов, когда шоколадное молоко было заменено обезжиренным. Перемены законодательно лоббировала Мишель Обама, и интернет был заполнен видеороликами со школьниками, гневно указывающими на уменьшение калорийности еды (см. «Люди в черном 3»). Но, даже зная, на чем основана реплика персонажа, следует представлять, в каком контексте она используется. Для этого необходимо быть в курсе, какая связь существует между Бараком Обамой и актером Уиллом Смитом, а также об отношениях между кинокомпанией Sony Pictures и Белым домом. «Рождение нации» и триумф демократов В начале октября 2016 года в прокат вышел фильм режиссера Нэйта Паркера. Название картины обыгрывало классическую ленту Дэвида Уорка Гриффита, известную своим расистским содержанием. Новый фильм рассказывал про неудачное восстание рабов в 1831 году на Юге. Лента получила высокие оценки критики после премьеры на фестивале «Сандэнс» и называлась фаворитом будущей кинопремии «Оскар». Прокатная компания объявила о необычной инициативе: первые три дня кинопроката «Рождения нации» в вестибюлях некоторых кинотеатров будет происходить регистрация избирателей. Партнерами акции стали общественные организации: Лига голосующих женщин, Национальная коалиция черного гражданского участия, Сеть молодых черных голосующих Северной Каролины и другие. Был записан ролик с актерами из картины, рассказывающими о важности участия в избрании главы государства. Тема фильма и расовый состав исполнителей указывали на то, что лента в первую очередь заинтересует афроамериканцев. Эта этническая группа в своем подавляющем большинстве голосует на выборах за демократов, но в то же время чаще, чем белое население, игнорирует избирательный процесс. Поэтому там, где велик процент афроамериканцев, принявших участие в голосовании, республиканцы чаще проигрывают. Из тех четырех штатов, где анонсирована акция регистрации перед показами «Рождения нации», как минимум три (Пенсильвания, Мичиган и Огайо) относятся к «неопределившимся», то есть лидерство одного из кандидатов в президенты так мало, что укладывается в статистическую погрешность. В сложившихся обстоятельствах несколько десятков, а то и сотен тысяч голосов афроамериканцев способны качнуть маятник в сторону Клинтон и демократов не только в масштабах штата, но и страны. Налицо прямая связь: кино — политика — выборы. «Железная леди» и карикатура на бывшего премьер-министра Тэтчер никогда не смотрела фильмы и телепередачи про себя. От приближенных в прессу просочилась ее оценка ленты как «фантазии левых». Сама бывшая глава правительства дала понять руководству Консервативной партии, что надеется на их отказ от просмотра кинокартины. Лидерам тори, по мнению Тэтчер, не следовало предпринимать действий, которые послужили бы рекламой ленты и вызвали бы общественный резонанс. Джон Кэмпбелл, биограф Маргарет Тэтчер, назвал содержание фильма упрощенным и с серьезными неточностями. По сути, перед зрителем предстает карикатура на бывшего премьер-министра. В центре картины — пожилая женщина с прогрессирующей деменцией, что не очень-то вяжется с общераспространенным образом Железной леди. Режиссер не скрывала своего отрицательного восприятия героини собственного фильма. Неприязнь она мотивировала бытующими негативными настроениями по отношению к Тэтчер в творческих кругах, в том числе из-за урезания субсидий театру, в котором Ллойд работала в 1980-х. Скандальный фильм, не выдерживающий никакой критики, грозил провалиться по всем показателям, если бы его не спасла выдающаяся актерская игра Мерил Стрип — позже Американская киноакадемия отметила ее «Оскаром» за главную женскую роль. Актриса глубоко вжилась в образ, изобразив старушку с прогрессирующим рассеянным склерозом. Мастерство Стрип, возможно, единственная причина, из-за которой стоит смотреть «Железную леди», что отмечали даже самые большие противники картины. «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» и искоренение рабства Книга писателя Сета Грэм-Смита «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» написана в стиле мэшап, заключающемся, как правило, в переработке известных классических произведений или биографий исторических личностей. Выпущенный в марте 2010-го, роман нес на себе отпечаток предвыборной кампании 2008-го. Во вступлении, где действие происходит в наши дни, упоминаются как сам Обама, так и его соперничество с Хиллари Клинтон. Будущий президент, на момент описываемых событий еще кандидат, фигурирует в книге Грэм-Смита уже в третьем и четвертом предложениях первого абзаца, но без конкретизации — как голос в телевизоре: Сельма — это город, ставший одним из центров борьбы темнокожих за свои права, под руководством Мартина Лютера Кинга, о чем часто говорил Обама во время избирательной кампании. Далее в ключевом моменте вступления фоном служат новости из Айовы, где в январе 2008-го начались первичные выборы. Говорится, будто бы Обама и Клинтон идут ноздря в ноздрю (хотя половина последних опросов на тот момент отдавала второе место Джону Эдвардсу, который в итоге его и занял, отдав первенство будущему президенту). Писатель Грэм-Смит мастерски вплел вампирскую тематику в ткань биографии Авраама Линкольна. События из жизни легендарного 16-го президента США начинают обрастать мистическими подробностями, сохраняя общую цельность и логическую последовательность. Нельзя назвать подход автора оригинальным, так как образ сражающегося с вампирами Линкольна впервые возник в 1866 году в одной из двух сотен работ, представленных на конкурс Французской академии под общей темой «Смерть Авраама Линкольна». По сути, Грэм-Смит добавил кровожадности сторонникам рабства, впоследствии ставшим конфедератами. Проиграв в Гражданской войне, нечисть попыталась отыграться во Второй мировой, которая в книге названа Вторым восстанием вампиров. Но коварные планы разрушила группа противника, включая самого Линкольна, который не умер, но переродился, став добрым вурдалаком. При посредничестве как минимум одного демократического президента — Кеннеди положительные вампиры стоят на страже интересов человечества. Роман завершается описанием событий 28 августа 1963 года, когда состоялось шествие к мемориалу президента Линкольна, под названием «Марш на Вашингтон». В марше приняло участие от 200 тыс. до 300 тыс. человек, и в тот день Мартин Лютер Кинг произнес знаменитую речь — «У меня есть мечта». Линкольн-вампир счел происходящее завершением пути к искоренению рабства, чему он ранее посвятил столько сил. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и стрельба в Колорадо В ночь на первый премьерный день «Темного рыцаря: Возрождение легенды» в кинотеатре города Аврора, штат Колорадо, произошло массовое убийство. Спустя 40 минут после начала сеанса фильма Нолана в кинозал вошел 24-летний Джеймс Холмс, вооруженный дробовиком, полуавтоматической винтовкой и пистолетом. Преступник в противогазе, одетый в форму спецназовца, поначалу не показался зрителям подозрительным, так как на долгожданный ночной премьерный показ многие пришли в одежде любимых героев комиксов. Холмс бросил в зал гранату со слезоточивым газом и произвел 76 выстрелов, от которых скончалось 12 человек и ранено 58 (еще 12 пострадали от газа и травм при эвакуации). Полиция задержала преступника на автостоянке перед кинотеатром. Холмс, чьи волосы были выкрашены в оранжево-красный цвет, называл себя Джокером, по имени персонажа из картины «Темный рыцарь». Перед трагедией в кинотеатре стрелок заминировал свое жилье и оставил дверь приоткрытой с громко включенной музыкой, рассчитывая убить как можно больше людей. Ранее, в 2009 году, гражданин Бельгии в гриме Джокера убил ножом двоих маленьких детей и воспитательницу в яслях и нанес ранения еще десяти малышам. Эти инциденты можно объяснить тщательной проработанностью персонажа из фильма Нолана, ставшего воплощением абсолютного зла, и убедительной актерской игрой Хита Леджера. Умноженный на широкую популярность «Темного рыцаря», образ злодея подпитал до критической точки фантазию психически нездоровых людей, склонных к агрессии. Барак Обама прервал свою избирательную кампанию и вернулся в Белый дом, где провел совещание с советниками по ситуации в Колорадо. Митт Ромни, кандидат в президенты от Республиканской партии, также отменил свои выступления на предвыборных мероприятиях, ограничившись короткими словами соболезнования родным погибших. Режиссер Кристофер Нолан, а также исполнитель роли Бэтмена Кристиан Бейл выступили с осуждением бойни в кинотеатре. Компания Warner Brothers сделала большое пожертвование в фонд пострадавших в Авроре. Был отменен показ трейлера картины «Охотники на гангстеров» из-за присутствовавшей в нем сцены стрельбы в кинотеатре. Впоследствии премьеру этого криминального триллера перенесли на полгода, за которые пересняли несколько сцен, чтобы заменить эпизод в кинозале. Из уважения к погибшим в Колорадо было принято необычное решение — не публиковать до понедельника цифры по сборам фильма за уик-энд. В этом шаге была и прагматичная сторона — анализ кассы мог обнаружить уменьшение выручки по сравнению с прогнозами. К Warner присоединились остальные мейджоры и независимые компании, так как боязнь идти в кинотеатр отражалась на всем секторе. Сложно посчитать, сколько потерял прокатчик из-за стрельбы в Колорадо, но итоговые цифры бокс-офиса первого уик-энда в США оказались меньше прогнозируемых на $10–25 млн, тогда как в международном прокате сборы нового фильма оказались выше, чем у предыдущей части франшизы.