"Обратная сторона луны": народ-телезритель проигнорировал возврат в СССР
Ну что, теперь понятно, кто развалил Советский Союз? А вы думали, Горбачев, Ельцин, прогнившая КПСС со своей шестой статьей Конституции, упавшие цены на нефть, программа «Взгляд»? Ничего подобного. СССР развалил Первый канал, как раз к 25-летию настоящего распада. На самом деле в 91-м история не кончилась. Перестройки никакой не было, мы тихо-мирно дожили до 2011 года. Андрей Макаревич с хором пел советские песни, а мобильные телефоны оказались деревянными, что очень удобно. Да, наши микрокалькуляторы самые большие микрокалькуляторы в мире. Ура, товарищи! Это называлось «Обратная сторона Луны-2», все так, как мы любим. Мечта идиота, то есть меня, каждое утро просыпающегося с буйной мыслью оказаться в «совке». Сериал дал такую возможность. Я превратился в артиста Павла Деревянко, а тот, в свою очередь, в милиционера Михаила Соловьева (схожесть фамилий не освобождает вас от ответственности). Деревянко для раскрутки шедевра успел оказаться в «Вечернем Урганте» и помечтать. О высоких рейтингах, конечно. Мечты, мечты. Фокус не удался. Народ-телезритель СССР почему-то проигнорировал. Люди, что с вами? Вы ведь так хотели вернуться back in USSR. Фенечек вам не хватило? Вы бы хотели, чтобы каждые три минуты герой пил газировку с содой за 3 копейки из автомата, покупал фруктовое мороженое за 7 копеек в бумажном стаканчике, сырки в шоколадной глазури за 11 копеек или чтобы показывали, как мы собирали макулатуру и меняли ее на Александра Дюма-старшего? Как стояли в очереди за туалетной бумагой и обвешивались ею, как батька Махно — пулеметными лентами? А за неимением оной годилась и газета «Правда» — вы это хотели увидеть?.. Ах, вам качество подавай! Правды характеров, интриги, хорошей драматургии. Вы бы хотели «Обратную сторону Луны» приравнять к советским кинохитам 70-х? Ну уж, извините, чем богаты… Не все Котту (режиссеру «Луны») масленица. Союз нерушимый все-таки разрушили. На взлете, на 8-й серии. Разрезали посередине, чтобы там вообще уже ничего не выросло. Так что не Ельцин–Кравчук–Шушкевич. Не Беловежская пуща, а… Ну, вы понимаете. А вместо всего этого безобразия запустили «Григорий Р.» с Владимиром Машковым в роли Распутина. В повторе. Такая вот история. Дорогие мои старики Они появились на наших экранах практически вместе, втроем. Сначала Евгений Евтушенко в «Белой студии» («Культура»), а на следующий день, практически в одно и то же время, Владимир Познер с фильмом «Шекспир. Предостережение королям…» прямо из Лондона (Первый) и Михаил Жванецкий, «Дежурный по стране» («Россия»). Им всем уже хорошо за восемьдесят, они почти ровесники. Назвать их стариками невозможно, нельзя. Да, к каждому из них есть вопросы по жизни. И к Евтушенко — всегда и постоянно, такая уж это «таинственная страсть». И к Познеру (я всегда их задаю, как бы Владимир Владимирович ни обижался). И, вы будете смеяться, даже к Жванецкому. Но… Глядя на них, слушая их, восхищаясь ими, вот о чем подумалось. Никого ни с кем не сравниваю, только помните, как Чехов сказал: «Что с нами будет без Толстого». Или как уже в советские годы, в те самые мерзопакостные 30-е, сохранились остатки морали, пока были Горький (вот уж к кому вопросов больше всего), Станиславский. Только они могли заступиться, укрыть от репрессий (Булгакова, Мейерхольда). Именно при них сталинская власть стеснялась (если так можно сказать о Сталине!) делать какие-то самые большие подлости. Никого ни с кем не сравниваю, но Евтушенко, Жванецкий и Познер выполняют сейчас ту же роль. Пока они есть, можно еще надеяться, что и это пройдет. А надежда умирает последней. Я очень наивен, да. Вокруг циничное, жесткое, прагматичное время. Для смягчения нравов — не самый удобный случай. Но Евтушенко, Жванецкий и Познер… Да что говорить, вы и так все понимаете. Георгий-Победоносец На днях Маршалу Победы Георгию Жукову исполнилось бы 120 лет. Этот юбилей прошел почти по всем главным каналам страны. Мы увидели документальные фильмы на Первом, на «Культуре» и на НТВ. Всем спасибо. Конечно, здесь нет места соревнованию. Сняли как могли, как хотели (хотя «хотеть» и «мочь» — две большие разницы). Все о Жукове, начиная с самого детства, через Первую мировую, Гражданскую, Халхин-Гол, битву за Москву, блокаду Ленинграда, Сталинград, взятие Берлина, немецкую капитуляцию. Чудом избежавший репрессий, отправленный в одесскую ссылку, арестовавший Берию, помогший Хрущеву справиться с Молотовым–Маленковым–Кагановичем, опять впавший в немилость, обвиненный в бонапартизме. Затем — пенсия, «Воспоминания и размышления», отражение великой роли Брежнева в той войне. Смерть… Бессмертие. Это сценарий, один на всех. Но лучше всех был фильм Сергея Холошевского «Георгий-Победоносец» на НТВ. Наверное, это школа, мастерство, которое не… На НТВ, как бы он ни менялся, просто создана культура документалистики. Идущая от Евгения Киселева, Парфенова, Глускера, Чернышева… Холошевский оттуда, из этой «банды». Школа — это стиль. Снять так, чтобы через картинку, через эффект присутствия, точную реконструкцию показать маршала живым, страстным, удачливым, умеющим, как ванька-встанька, всегда подниматься после любой неудачи. И чтобы не было желтизны, мелочности. Вот так и сделан этот фильм про Жукова. На одном дыхании, хотя и двухсерийный. С так необходимыми эпизодами интервью Симонова на загородной даче, записанного в 66-м. Иных уж нет, а те далече. Да, никого почти не осталось из старого НТВ. Теперь этот канал ругают все кому не лень. Меняется время, страна. Но как не видеть того хорошего, если оно есть. А оно есть, осталось. Поэтому вот вам респект, господа. От меня и, надеюсь, от зрителей.