«Дуэлянт» под солнцем
Фестиваль, чествовавший русское кино (на ретроспективе, собранной Жоэлем Шапроном и ставшей центральным событием фестиваля, было показано 30 старых и новых картин, ее представлять приехало более 20 отечественных кинематографистов), оставил без наград "Зоологию" Ивана И. Твердовского. Вероятно, жюри, включавшее режиссеров мрачных авторских фильмов Белу Тарра и Брюно Дюмона сочли киноленту о женщине с хвостом кинокомедией (надо сказать, в полном соответствии с намерениями авторов) - и наградили картины, представлявшиеся им более серьёзными. С успехом прошел и показ внеконкурсной картины Алексея Мизгирева "Дуэлянт". В солнечном Марракеше аплодисменты сопровождали уже первый выстрел, прозвучавший в этой картине, а в финале авторов ждала настоящая стоячая овация. Представлявшая русскую делегацию перед показом "Дуэлянта" нестареющая французская дива Фанни Ардан испытала катарсис на просмотре российской картины и на вечеринке сказала много лестных слов режиссеру. Что касается решений жюри под руководством венгерского классика Белы Тарра, то больших возражений они не вызывают. Главный приз, "Золотая звезда", достался китайскому фильму - семейной драме "Донор" дебютанта Жанга Киву, не просто предъявившей точный социальный портрет современного китайского общества, но сделавшей это на универсальном, внятном западному миру киноязыке (только что фильм был удостоен главной награды в Турине). Главный герой, пожилой работник шинной мастерской, соглашается продать почку для спасения сестры своего более молодого, но очень богатого родственника. Но пожилая почка не приживается, и молодому нуворишу хватает наглости просить у донора почку его сына – в обмен на миллионы юаней и отправку в Америку. Трагический исход отражает клиническую картину распада всяких личных, семейных и социальных связей, принесённых в жертву жажде обогащения. Приз за режиссуру – тоже у китайцев: «Нож в прозрачной воде» Ван Цуебо – прозрачная, как вода, медитация о жизни и смерти, покоряющая своим изысканным минимализмом и редкой по нынешним временам деликатностью. Действие происходит в живущей за чертой бедности деревне, где обитают говорящие по-китайски, но придерживающиеся мусульманской веры представители народности Hui (уйгуры по-нашему). Похоронивший свою старуху старик сталкивается с необходимостью соблюдения местных глинобитных традиций, предписывающих ему на сороковой день принести в жертву своего уже еле живого быка. Старуха, дескать, этого заслужила. Всю жизнь пахавший на хозяина бык предчувствует скорую смерть – по поверьям, он видит нож в питьевой воде и потому отказывается есть и пить. Старика одолевают сомнения, он справедливо считает, что животные намного благороднее людей, но сделать ничего нельзя: таков уж ход вещей. Там, где другие режиссеры-мясники развязали бы кровавую бойню и, не моргнув глазом, завалили бы, расчленили и съели бы несчастное парнокопытное, китайский дебютант, вдохновленный творчеством Тарковского и европейских пейзажистов, избегает всякой сенсационности и обходится чисто художественными средствами, за что и абсолютно заслуженный приз. Спецприз жюри – у еще одного прекрасного фильма, «документальной» комедии «Мистер Вселенная» Тиццы Кови и Райнера Фриммеля. Главный герой – всамделишный 20-летний цирковой укротитель Тайро. Вступив в жесткий конфликт с румынским обитателем циркового кампуса, он лишается своего талисмана - куска железа, согнутого в подкову силачом, «мистером Вселенной», выступавшим под реальным же псевдонимом Артур Робин. Выходить на арену с тиграми и львом, не припав к амулету, Тайро не решается, поэтому пускается на поиски мистера Вселенной в надежде получить от него равноценный амулет. Те, кто считают, что после Чаплина и Феллини, кино в цирке делать нечего, должны посмотреть эту картину, чтобы убедиться в том, что у талантливых режиссеров со вкусом к жизни и с интересом к людям всегда есть возможность взлететь - с любой, самой унавоженной почвы. Приз за лучшую женскую роль достался иранке Ферештех Хоссейни за работу в невыдающемся фильме «Расставание» афганца Навида Махмуди, в котором молодая пара из Афганистана бежит в более прогрессивный Иран в тщетных надеждах перебраться оттуда в Европу. Симметричный мужской приз справедливо присужден паре юных актеров Балдуру Айнарссону и Блаеру Хинрикссону, самым убедительным образом сыгравшим трудности взросления в одном из лучших конкурсных фильмов, исландском «Каменном сердце» Гудмундура Арнара Гудмундссона. Эмоционально честный фильм о дружбе двух мальчиков, время от времени переходящей в более чувственные (хотя по-прежнему невинные) отношения, мог вызвать некоторое раздражение в мусульманской стране - как, впрочем, и обнаженная грудь Юлии Хлыниной в «Дуэлянте» или игры Натальи Павленковой с хвостом в «Зоологии». Но французские отборщики фестиваля, с одобрения марокканской власти (а фест проходит под патронажем самого короля), не делают скидку на местную косность и предъявляют европейское и мировое кино во всем его богатстве и разнообразии. Зритель терпит и смотрит, хотя, говорят, эротическая сцена в ретроспективной «Маленькой Вере» заставила некоторых марокканцев выйти из зала. Кто бы мог подумать, что она до сих пор может вызывать столь сильные чувства.