Была бы статья, а верующий найдется. Кто оскорбляется барами и магией
Sobesednik.ru выяснил, где проходит «линия фронта» между сторонниками и противниками статьи 148 УК РФ. В последнее время мы все чаще слышим заявления от людей, которые сочли себя оскорбленными в религиозных чувствах и добились того, чтобы «хулителей» покарал земной суд. Кто и как играет на преданности вере? Или это униженные и оскорбленные разыгрывают спектакль? Обидеть буддиста не каждый может 4 месяца назад на сайте Сhange.org появилась петиция. Ее автор – жительница Улан-Удэ Валерия Санжиева, которая состоит в общественной организации «Объединение женщин-буддисток России». Она пишет, что «статуи и изображения Будды расположены в центрах развлекательных клубов и ресторанов, с ним фотографируются, обнаженные женщины используют статую Будды как объект для go-go-танцев, прикасаясь к ней оголенными частями тела, в клубах разливают и распивают спиртные напитки...» Считая, что подобные действия «совершаются в целях оскорбления религиозных чувств верующих буддистов», она просит запретить использование буддийской символики. Петицию направили в Генпрокуратуру, где приказ проверить «Будда-бары» в десяти упоминаемых в обращении городах спустили в региональные подразделения. Уже известно о первых результатах, например в Красноярске, где есть Budhha Lounge Bar. До возбуждения дела по ст. 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих), на которую намекала автор петиции, не дошло. Однако административное производство «за публичное осквернение предметов религиозного почитания» завели, директора обязали убрать статуи Будды и сменить вывеску. Ему грозит штраф. – За аренду мы платим большие деньги, но другого выхода, кроме как ребрендинг, у нас нет, – говорит совладелица заведения Наталья Мязина. Она в недоумении. Во-первых, почему 8 лет их заведение никому не мешало? А во-вторых, как буддисты в принципе могут чем-то оскорбиться? Религиовед Роман Лункин, научный сотрудник Института Европы РАН, тоже считает: оскорбление чувств буддистов – это что-то новое. В этой религии бога нет, Будда – человек, достигший просветления, стать им может каждый. – Одна из задач буддиста – освободиться от всех чувств, как отрицательных, так и положительных. Верующие должны избегать конфликтов, а не разжигать их, – объясняет Лункин. Петицию подписали 7 тысяч человек. Буддистов в России – 1,5 млн. Сангха России – главная официальная буддистская организация – не предъявляла претензий к барам и ресторанам. И ни в одной стране мира, где есть «Будда-бары», не было ни подобных процессов, ни вообще протестов. – На Западе лайт-буддисты, – парирует Валерия Санжиева. – Мы другие. Довести до суда Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «Сова», напоминает, что статью 148 ввели в 2013 году – после дела участниц группы «Пусси Райот». И с тех пор каждый год правоохранители возбуждают несколько десятков дел по этой статье, многие из которых выглядят, мягко говоря, странно. Один из самых первых случаев – дело в отношении бывшего преподавателя Оренбургского медицинского университета Сергея Лазарова. Он разместил в своем блоге статью «Злой Христос», в которой Иисус описывается не в лучшем свете. Статью прочитал Артем Бекеев, сотрудник Центра противодействия экстремизму регионального управления МВД. На Лазарова завели дело за оскорбление чувств верующих. – Он мне потом признавался, что мониторил интернет, чтобы найти что-нибудь подобное, – рассказывает Лазаров, которому в итоге присудили штраф в 35 тысяч рублей. – На тот момент по 148-й статье (дело завели в 2014 году) ни одного осужденного не было. Я спрашивал, хотят ли довести мое дело до суда. Мне ответили утвердительно. В деле другого блоггера, жителя Ставрополя Виктора Краснова, оскорбленных верующих двое. Их чувства пострадали в ходе интернет-дискуссии, когда Краснов написал, что «боха нет». Оппоненты, оба выпускники юридического вуза, обратились в правоохранительные органы, а потом умыли руки, удалив свои посты в соцсети. В суд они явились спустя 4 месяца после начала процесса – и то принудительно. Один оскорбленный, по словам адвоката Краснова Андрея Сабинина, не смог ответить ни на один вопрос о вере – даже назвать храм, который в его городе. Однако Краснов до сих пор под следствием. – Уголовно наказуемого деяния здесь нет, – говорит Сабинин. – Уместно ставить вопрос о применении обсценной лексики в этом полилоге и о штрафе. На мой взгляд, 148-й статье вообще нет места в Уголовном кодексе. Журналист против мага В октябре 2014 года житель Екатеринбурга Антон Симаков, который называет себя магом, видимо, решил попиариться в городских СМИ. В присутствии журналистов он провел обряд, направленный против президента Украины Петра Порошенко. В процессе он обезглавил живого петуха и окропил кровью птицы предмет православного культа... Симакову казалось, что он поступает патриотично, так сказать, мистически уничтожая врага России, но не всем это понравилось. Другой местный житель, Максим Румянцев, который называет себя православным журналистом, написал на Симакова заявление в полицию. В полиции к случившемуся отнеслись серьезно, возбудили дело по 148-й статье и направили мага Симакова на принудительное лечение. – На мой взгляд, обидеться должен был Порошенко, но уверен, что он не подавал иск, – прокомментировал события протодиакон Андрей Кураев. Дело в отношении 21-летнего жителя Бердска Максима Кормелицкого тоже завели по обвинению в оскорблении чувств верующих. Кормелицкий у себя на странице в соцсети сделал перепост картинки с изображением купающихся в Крещение, под которой была нецензурная подпись. Как результат – 1 год и 3 месяца лишения свободы в колонии-поселении. Заявление на Кормелицкого написал известный в Новосибирске православный активист Юрий Задоя, в разное время возмущавшийся и выступлением группы «Ленинград», и оперой «Тангейзер», и концертом Мэрилина Мэнсона, и по множеству других поводов. Дошло до того, что в Генпрокуратуру пожаловались на него: в июне жители Новосибирска написали письмо о том, что «устали терпеть противоправные и просто мерзкие выходки так называемых православных активистов нашего города, а именно – их лидера, зачинщика и провокатора Юрия Задои». В обращении авторы жалобы сообщают, что в храме Задою «ни разу не встречали». Сам борец за веру комментировать ситуацию отказался. «Обидели бога, пусть он и наказывает» Александр Верховский не может вспомнить, чтобы в делах об оскорблении чувств верующих в качестве пострадавших когда-либо фигурировали священники, но уверен, что с каждым годом уголовных дел по статье 148 УК РФ будет все больше. Хотя с юридической точки зрения, по его мнению, она вызывает много вопросов: как в принципе можно оскорбить не человека, а его чувства? И чем измерить глубину оскорбления? И может ли один человек представлять всех верующих или он все-таки выражает свое субъективное мнение? – Верующие – тоже люди, и у них есть эмоции, – говорит протодиакон Андрей Кураев. – Другой вопрос – как дальше реагировать. Главное, что должен сделать христианин – вызвать в свою душу пожарную машину, чтобы погасить раздражение и не навредить себе. По словам Кураева, за жалобами оскорбленных стоит желание пресечь такие действия в отношении своих единоверцев, но только из этого не выходит ничего хорошего: не факт, что подобное не повторится. – Это называется набрасывать дерьмо на вентилятор. Есть слова императора Тиберия, к которому обратился человек и попросил наказать обидчика языческого бога. Тиберий ответил: «Обидели бога, пусть он и наказывает». Священники Апостольской православной церкви в Петербурге сказали о том же самом, только молча. Они провели одиночные пикеты против 148-й статьи, вый-дя на улицы с плакатами «Бог поругаем не бывает» и «Чувства верующих оскорбить невозможно». Но оскорбленные нашлись тут же.