Власти ввели для московских театров новую формулу финансирования
Вчера в Ермоловском театре, где на закрытую встречу собрались директора и худруки московских театров, заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников предъявил высокому собранию новую «дорожную карту» для театров. Встреча была закрытой для прессы, и только для обозревателя «МК» сделали исключение. Ермоловский театр. Малая сцена. Здесь, кажется, все - Олег Меньшиков, руководитель Ермоловского, во френчевой куртке с погонами, и все интересуются, в каком он звании. За столом президиума рядом с Печатниковым — глава Департамента культуры Александр Кибовский, Михаил Швыдкой, Евгений Герасимов от Мосгордумы, Дмитрий Бертман (возглавляет Совет худруков театров Москвы), Марк Гурвич, председатель Совета директоров театров. — Для чего мы это затеяли? — начинает Леонид Печатников. — Сегодня бюджет Москвы на театральную деятельность тратит 8,5 миллиарда рублей. Эта сумма не сопоставима ни с одним регионом. И первое, с чего бы я хотел начать: ни одной копейки из этих 8,5 миллиарда из театрального котла не собираются забирать. То есть никакого сокращения финансирования бюджета не ожидается, и это одна из самых защищенных его статей. Но перед нами стоял иной вопрос — как определять госзадание, как определять принципы финансирования каждого театра в зависимости от его жанровой принадлежности, количества мест с одной целью — чтобы каждый директор и худрук могли точно знать, какой бюджет ему положен на следующий год. Чтобы ни один из вас не зависел от симпатий или антипатий со стороны власти к какому-то режиссеру или директору. Вот теперь есть формула, по которой вы получите деньги и сможете планировать свой бюджет. Без такой матрицы, без четкого представления каждого из вас о том, сколько вы получите денег из бюджета, просто невозможно планировать расходы. После такого вступления зал как будто выдохнул: честно говоря, многие ждали, что будут резать по живому «не дожидаясь перитонита». Ведь накануне Департамент культуры уже ампутировал одну творческую единицу — Светлану Врагову, худрука театра «Модерн» уволили. Кто следующий? — не озвученный вопрос висит в воздухе. А Печатников продолжает: — Еще важно, что ни на одну копейку денег, заработанную вами самими (от продажи билетов, другой внебюджетной деятельности), город не претендует. Кроме бюджетных денег, которые вы получаете по формуле (а мы сейчас ее обсуждаем), все, что вы заработали сверх того, — ваше. И не должно быть опасения: чем больше вы заработали, тем меньше получите. Наоборот, чем больше заработали, чем вы эффективнее, тем больше получите. Далее Печатников предлагает почтить минутой молчания память режиссера Валерия Беляковича, внезапно скончавшегося три дня назад. Надо сказать, что установочная речь заместителя мэра была краткой, и как показал час работы, чиновник в вопросах театра оказался подготовлен по всем пунктам — настолько, будто он всю жизнь трудился на ниве театра. Какая же формула существования предлагается театрам? Если кратко изложить презентацию, подготовленную Департаментом культуры на основе неоднократных встреч с практиками театра (ее четко и лаконично изложила докладчик от департамента Наталья Дрожникова), то можно обозначить основные пункты новой «дорожной карты» театральной Москвы, где 81 театр, в которых работают 11 398 человек. Итак, финансирование театров будет идти по трем основным направлениям: первое — содержание имущества театра (бюджет полностью обеспечивает его содержание), второе — услуга по показу театральных постановок (рассчитывается определенным образом, и здесь главным становится зритель, без которого театр существовать не может). И, наконец, организация показа спектаклей (дополнительные расходы, связанные со спецификой театров, например где есть животные. Или если театр на ремонте, то департамент обеспечивает ему достойное временное пристанище). Также озвучен расход на содержание одного места в зрительном зале (будет стоить по-разному с учетом специфики). И средняя зарплата, которая в столичных театрах должна составлять 66 273 руб. Точно сформулирована обязательное количество спектаклей в год — для драмы 250 (а не 280, как было прежде) и 100 для детских, кукольных и филиалов. Новая система финансирования учитывает жанровую принадлежность театра (опера, балет, музкомедия, драма, кукольные) и вместимость зала (пять градаций — менее 110, более 900). Скажем, театр, имеющий 600 мест с имуществом 10 000 кв. м, получает 110 миллионов рублей, независимо от того как он называется. Но тут много нюансов, учитывающих специфику зала и жанра. Словом, единый подход, но каждый получит свой бюджет, прекрасно зная, что такой подход ориентирован на все московские театры. Еще один важный момент: со всеми новыми работниками теперь будут заключаться только срочные контракты и на бессрочных останутся лишь те, кто уже работает и имеет такие контракты. Пожалуй, только этот пункт вызвал шум в зале, потому что он — самый болезненный. Каждый руководитель знает, что «бессрочников», даже если они не выходят на сцену годами или рабочее время проводят в судах, разбираясь с администрацией, практически уволить невозможно. Но, во всяком случае, попытка пресечения подобной практики сделана — все новые контракты будут только срочными. Новая информация по содержанию имущественного комплекса — 1219 рублей будет отпускаться на 1 квадратный метр. Могут быть изменения в системе финансирования ремонтных работ. «Мы напрямую можем давать театру деньги, и тогда только его дирекция будет нести 100%-ную ответственность. Давайте посмотрим, как это будет работать на опыте «Современника», — предложил заместитель мэра. Новую систему запускают с 1 января 2017 года, на мониторинг отводят 2 театральных сезона, по дороге корректируя возникающие проблемы. Леонид Печатников резюмирует: «Речь идет о справедливом неравенстве. Равенстве в театре быть не может: разные залы и жанры. Понятно, что за два сезона что-то выявится. Но жизнь театральная — она ведь в подробностях». Выступали Бертман, Райхельгауз, Писарев, Спесивцев, Вилькин, Губенко, Калягин. Михаил Швыдкой сказал, что система, предложенная правительством, оптимальна. «Важны два момента: город не вмешивается в творческую деятельность и оставляет за дирекцией творческую самостоятельность. Никакого госзадания и регулирования. У системы будут недовольные, но это нормально». Несмотря на то что Леонид Печатников несколько раз обратился к залу с вопросом: «Может быть, кому-то что-то не нравится?» — и предложил выступить с критикой, противников у новой системы не нашлось. В основном все одобрили, но некоторые зачем-то переходили исключительно к собственным проблемам, перепутав общественное собрание с внутритеатральным. Естественно, встал вопрос об увольнении Светланы Враговой: Иосиф Райхельгауз и Александр Калягин посетовали, что перед принятием такого радикального решения не посоветовались с худруками. На что Леонид Печатников возразил: — Здесь проблемы не художественного руководства, а финансово-хозяйственной деятельности. Дело в том, что Врагова не просто худрук, но и директор. Мы предлагали ей разделить эти функции и назначить директора, но она отказалась. Более того, обратилась с заявлением на нас в Следственный комитет. Так что она уволена не как худрук, а хозяйственный руководитель. Честно скажу, я давно не видел такого акта проверки — это безумие. Печатников пообещал, что в ближайшие две недели с каждым из театров будут проведены консультации, и особо подчеркнул, что не только экономические показатели, но и качественные будут в основе системы оценок. А это уже прерогатива не чиновников, а театрального сообщества. По результатам качественных оценок театры могут рассчитывать на получение грантов от Департамента культуры. Директор федерального театра — имени Евгения Вахтангова — Кирилл Крок сказал, что даже завидует московским театрам, потому что это более четкая и прозрачная система, чем жесткий вариант Минкульта. МНЕНИЯ В КУЛУАРАХ Олег Табаков: «Это шаг в сторону реальности. Я доволен. Но правила написаны на бумаге, а жизнь может показать другое. Я думаю, что два сезона для мониторинга ситуации достаточно, чтобы многое понять». Тереза Дурова: «Я очень довольна результатом. Во-первых, четко определены правила игры: ты знаешь, что это сложная игра «Го», а не поддавки или шашки. Во-вторых, мы получили очень большие полномочия». Евгений Писарев: «Система замечательная, подготовленная, главное, чтобы она работала с учетом нюансов всех театров». Олег Меньшиков: «В принципе все понятно, все ясно, все правильно».