Рецепт "Мира Дикого Запада": Кэрролл, Шекспир, вестерны и Да Винчи

Один из самых (если не самый) громких телепроектов этого сезона - "Мир Дикого Запада" - подошел к концу. Многочисленные поклонники ждут продолжения и строят теории о том, каким может оказаться второй сезон. Мы всеобщие восторги разделяем лишь отчасти. Но признаем: смотреть уже показанные десять серий необходимо. Хотя бы ради огромного количества так называемых "пасхальных яиц" - отсылок, оммажей и цитат из классики. Причем - не только кинематографической. Ниже - небольшая подборка. Внимание: текст содержит незначительные спойлеры. Долорес в Стране Чудес Классическая сюрреалистическая сказка Льюиса Кэрролла - одно из любимых произведений братьев Ноланов. Поэтому нисколько не удивителен тот факт, что Джонатан - сценарист Westworld - рассыпал по своему новому детищу множество аллюзий на "Алису". Начинаются они с голубого платья главной героини - репликанта Долорес, продолжаются пикником в пустыне (тут - явный намек на чаептие из книги), а заканчиваются... Да, в принципе, и не заканчиваются вовсе. Фраза "Все чудесатее и чудесатее" могла бы стать эпиграфом к любому из эпизодов. Стрелок Образ сурового и циничного Человека в черном - одна из безусловных удач "Мира Дикого Запада". Во многом на нем - а не на сомнительной свежести "философских" коллизиях - держалась интрига шоу. В какой-то момент возник вопрос: а не робот ли этот сухощавый мужчина, практически безвылазно обитающий в парке развлечений Роберта Форда? Задавались им зрители вовсе не случайно. Уж очень этот антигерой похож на ключевого персонажа "Западного мира" - фильма Майкла Крайтона, на основе которого и был создан сериал. Речь, конечно же, об андроиде-стрелке в блистательном исполнении великого Юла Бриннера. Двое на Диком Западе Еще одна очевидная отсылка к ленте Крайтона - сюжетная линия Уильяма и Логана. Они явно дублируют героев Джеймса Бролина и Ричарда Бенджамина, приехавших в парк поразвлечься и вынужденных убегать от бриннеровского механического карателя. Один из них - отъявленный гедонист и негодяй. Второй - чист душой (но, как потом выясняется, со своими "тараканами"). Правда, в сериале сюжет развивается по-своему. Пресловутый человек в черном и тут сыграл ключевую роль, но - совсем другую. Но ударяться в совсем уж откровенный пересказ все-таки не стоит. Призрак Возникла у фанатов и догадка о пересечении Westworld с другим флагманом HBO - "Игрой престолов". И она, может быть, не столь безумна, как можно подумать. Иначе откуда в одном из финальных флэшбеков Долорес взялся зверь, подозрительно похожий на лютоволка Призрака? Как знать, вдруг мир Вестероса - и правда один из множества парков развлечений Форда, а Джон Сноу, Дейенерис Таргариен и прочие - всего лишь роботы, кочующие с одной виртуальной площадки на другую? Да-да, мы понимаем, что все это похоже на бред. Но от чикагских телемагнатов, как мы знаем, можно ждать чего угодно. Ведь это матрица, как в фильме "Матрица" Понятно, что любая картина об "альтернативной реальности" не может избежать сравнений с культовым блокбастером тогда еще братьев Вачовски. Но не "Матрицей" единой жив андроид. Он то просыпается в "Дне сурка", то живет в "Шоу Трумана", то - словно в кубриковском "Заводном апельсине" - пьет молоко. Да и самоцитирования со стороны Нолана хватает. Как минимум, вспоминаются "Начало" и "Помни". Про классические вестерны и лучшие образцы так называемого "спагетти-жанра" молчим. Их в Westworld по понятным причинам не просто много, а очень много. "У бурных чувств неистовый конец" И другие цитаты из Шекспира. Отец современной драматургии в "Мире Дикого Запада" присутствует почти постоянно. "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Генрих IV", "Буря", "Гамлет". Проще сказать, какие из трагедий "страдфордского лебедя" Нолан и Лиза Джой не обыграли. Причем не только отдельными фразами, но и целыми сценарными поворотами. Кстати, еще тут есть отсылки к творчеству Джона Донна и Гертруды Стайн. Не говоря уж о встречающихся чуть ли не в каждом втором фильме про искусственный интеллект библейских аллюзиях. Да, создатели Westworld - ребята явно начитанные. Кисть творца Не обошли они вниманием и шедевры мировой живописи. С "Витрувианским человеком" Леонардо Да Винчи на логотипе шоу и его символическим значением все понятно с самого начала. Но под занавес в кадре появляется еще и грандиозное "Сотворение Адама" Микеланджело (жаль, откровенно притянутое за уши - как и вообще развязка), и пейзажные переклички с "Миром Кристины" Эндрю Уайета, и другие визуальные "копипасты". Перечислять все не будем. Упомянем лишь весьма характерное хобби Долорес Абернати. Она - художник. То есть - творец. А без музыки и роботу смерть не красна Из подмастерья Ханса Циммера в значительную величину киномузыки Рамин Джавади превратился не сегодня и даже не вчера. Но, пожалуй, именно в "Мире Дикого Запада" немец иранского происхождения прыгнул выше головы. Не в последнюю очередь - благодаря блистательным оркестровым кавер-версиям на популярные поп- и рок-шлягеры. Тут вам и Paint It, Black "роллингов", и Black Hole Sun ансамбля Soundgarden, и сразу несколько переосмысленных хитов Radiohead. Да и оригинальные композиции - очень и очень хороши. Рекомендуем послушать - даже если смотреть вы не собираетесь.

Рецепт "Мира Дикого Запада": Кэрролл, Шекспир, вестерны и Да Винчи
© Российская Газета