На Культурном форуме в Санк-Петербурге мастера искусств соревновались с Китаем
В Санкт-Петербурге проходит V Международный культурный форум. Иногда возникает ощущение, что оказался в городе Глупове. Ничего не поменялось со времен Салтыкова-Щедрина. Ощутив на себе неразбериху, царящую на форуме, только и оставалось сказать его сотрудникам: «Нет на вас Салтыкова-Щедрина». А ответ был таков: «Вам нужен Салтыков-Щедрин?». Эх, надо было записаться на интервью с ним. Вот бы было весело. На «Ленфильме» Федор Бондарчук, а он председатель Совета директоров старейшей киностудии и отвечает на форуме за секцию кино, вместе со специально приглашенным гостем - британским актером и режиссером Рэйфом Файнсом открыли конференцию «Русское кино глазами иностранцев».У Файнс есть фонд, который занимается исследовательской деятельностью, сохранением кинораритетов, в том числе и советских. В десятилетнем возрасте Файнс увидел «Войну и мир» Сергея Бондарчука, показал его своим друзьям. С этого началась его фестивальная деятельность, как он теперь шутит. Оказалось, что Файнс посмотрел хит «Горько!» Жоры Крыжовникова и поразился его легкости. - Кино помогает нам найти себя. Мы не должны терять веру в его силу, - говорит актер. - . Это особенно важно теперь, поскольку живем мы в сложные времена, не только с политической точки зрения. В век цифровых технологий у человек мало шансов обратить взгляд вглубь себя. В Петербург Файнса привело не одно лишь участие в Форуме, но и работа над новым проектом. - Я приступаю к игровой картине о выдающемся танцовщике Рудольфе Нурееве. Он охватит детские годы Нуреева в Уфе, студенческие - в Ленинграде и последующую парижскую жизнь. Пока на «Ленфильме» мечтают о создании тематического парка, глава Мариинского театра Валерий Гергиев воплощает в жизнь задуманное. На форуме он презентовал проект концертного зала в парке «Зарядье», на месте разрушенной московской гостиницы «Россия». Вместе с главным архитектором Москвы, возглавляющем на форуме секцию «Креативная среда и урбанистика» Сергеем Кузнецовым, рассказал, как все это будет. Посетителей ждет открытая площадка под стеклянным куполом, где будет поддерживаться определенная температура за счет использования солнечных батарей. Здесь же строят филармонию. Парк откроется уже в 2017-ом году. А через год – и филармония, которая по своим возможностям будет мощнее зала «Мариинский-2». Забота о его акустике – главная для Гергиева. Все работы идут под его личным контролем. Большой зал рассчитан на 1560, а малый на 400. Валерий Гергиев рассказывает: Акустика не терпит суеты. Мне не раз приходилось работать в залах с плохой акустикой. Надо добиться блестящих результатов. Я работал с Аней Нетребко, когда ей было 20 лет. Уже тогда она заслуживала выступлений в Мариинском театре, просто ее никто не знал. Зал в 500 мест – великолепный инструмент на выявление звезд. Мне бы хотелось, чтобы не было ощущения, что строится он для мега-звез. Он для тех, кто и через 200-300 лет будет приходить наслаждаться музыкой, прежде всего детей. Я хотел бы, чтобы каждый школьник Москвы мог сказать через пару лет, что он побывал в этом зале . Зал со сценой внутри Гергиев назвал революционным предложением, нежели эволюционным: «Нигде я такого не видел, а я объездил весь мир». Будут предусмотрены в филармонии и места для студентов: «Я сам десять лет отстоял студентом в залах. Нас таких были сотни. В итоге зал, рассчитанный на 1500 мест, будет вмещать 1800 человек, чтобы студенты могли прийти». Особые слова Гергиев произнес во славу Азии и Китая в частности: Вы даже не представляете, что происходит сейчас в Азии. Какой оперный театр в Харбине! Смелость архитектурных проектов в Китае поражает. Нам надо смотреть в сторону Азии, а не только Европы. Настоящие процессы теперь идут там. Форум посетил внук Сергея Прокофьева – композитор Габриэл Прокофьев. Он живет в Великобритании и занимается электронной музыкой. А в Петербурге открыл музыкальный блок форума, в том числе и симпозиум «Прокофьев XXI век». Сам он выступит вместе с музыкантом Борисом Андриановым и попытается, по его словам, представить, какой будет музыка в ближайшие сто лет. Габриел вспоминает: «Я жил в Великобритании с отцом, который покинул Россию, ничего не взяв с собой. Я посетил музей Прокофьева в Москве. Мне так важно было увидеть все те вещи, вплоть до бритв и мундштуков, которыми пользовались в моей семье. Сохранились редкие документы, кадры хроники, которые я увидел». Посетил форум и американский фотограф Аллан Танненбаум. 8 декабря, в день смерти Джона Леннона, в Санкт-Петербурге откроется выставка, посвященная его жизни и любви. Там представлены фотографии самого Леннона и его жены Йоко Оно. Аллан снимал пару на протяжении многих лет: - Мы работали в студии, на концерте, были и спонтанные фотосессии. Когда мы делали серию очень личных фото. Я должен был походить на муху на стене, которую никто не должен замечать, тихо наблюдать за своими героями. Я фотографировал я Леннона и Йоко на прогулке в Центральном парке Нью-Йорка (спустя две недели после этого в этом районе Леннон был убит – С.Х.). Джон Леннон и Йоко не любили фотографироваться, но позволяли себя снимать, обязательно контролируя процесс. В 1975 году у них родился сын Шон, и они на пять лет стали затворниками, а выпустив новый альбом, разрешили их сфотографировать. С Джоном все было проще. А Оно- своеобразный человек, и я решил договориться прежде всего с ней. Она позволила фотографировать, но сразу предупредила: «Джона можно, Шона нет». Когда наше знакомство начиналось, я работал в маленькой газете в Сохо, которая писала о ночной жизни и искусстве. Тем не менее, они согласились сотрудничать со мной. Министр культуры Владимир Мединский должен был подвести итоги Года кино, но так и не появился на специально организованном мероприятии, которое прошло заурядно и благостно, пока вопросы из зала слегка не расшевелили тех, кто сидел в президиуме и успел сделать бравурные доклады. Алексей Учитель, у которого в тот же день в Царском селе открывалась выставка костюмов к фильму «Матильда» (художник по костюмам – Надежда Васильева (Балабанова), напомнил об успехах фестиваля «Послание к человеку». Федор Бондарчук отчитался за «Ленфильм» кратко и очень скромно. Рассказал, что в четвертом павильоне Александр Цекало снимает сериал о Гоголе с Олегом Меньшиковым. Темпераментно выступил продюсер Сергей Сельянов по поводу синематеки, которую все никак не откроют в Петербурге: - Я поражаюсь, что пятый год очевидную мысль нужно доказывать. Надеюсь, к 10 форуму вопрос открытия синематеки сдвинется на 2 миллиметра с мертвой точки. Но поскольку в Год кино этого не сделали, наверное, не сделают никогда. С культурой у нас большие проблемы, она финансируется по остаточному принципу. Мы давно прекратили разговоры: помогите нам, нам надо выживать. . Мы научились делать качественные фильмы. Экспортный потенциал их очевиден в последние три года. В первую очередь, это относится к анимации. Игровые картины тоже находят устойчивый сбыт за пределами страны. На рынке происходят процессы, осложняющие жизнь кино. Зритель стал гораздо прицельнее покупать билеты, у него меньше денег. Если ваш фильм не блокбастер, то шансов, что он к вам придет немного. Стать фильмом-событием российскому фильму тяжело. Весь бюджет российского кино равен бюджету одного американского фильма. Снижение платежеспособности зрителя и увеличение американских фильмов-событий все это пришлось на Год кино. На таких мероприятиях нужно говорить про позитивное, так приняты. Наша анимация – мощное прорывное явление. Мир увидел три года назад, что мы делаем качественную 3D-анимацию, и .немножко расступился, пустил нас. Благодаря таланту и мозгам наших аниматоров мы хорошо выглядим. В то время, как в Китае открывается 8 кинозалов в день, у нас все по другому. . Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев рассказал о 100 открытых в малых городах кинозалах. Еще 140 залов откроется до конца года. По его словам, русские фильмы выходят на рекорд по сборам, которые к концу года достигнут свыше 8 млрд. рублей, чего никогда не было. О китайцах сказала и представительница кинопроката из Магадана: «Китайцы уже подошли к нам. Скоро начнут открывать кинотеатры. Золото они уже добывают. А нас нет на карте кино - ни Дальнего востока, ни севера. А все потому, что работа по строительству кинотеатров идет по населенным пунктам, где больше жителей и есть шанс кинотеатру выжить. Николай Бурляев выступил не с трибуны, а из зала: «Я рискую оказать чужим среди своих». И рассказал о предательстве искусства, которое сплошь и рядом совершают его коллеги. Назвал их искусство эффектной пустотой и заявил: «Документалистам выделяется в год меньше средств, чем театру «Сатирикон», на который никто не давит. У нас нет цензуры» Он также разъяснил, что такое блокбастер. Это сленг летчиков Второй мировой войны. Он означает бомбу особой разрушительной силы, которая способна уничтожить целые кварталы. Дальше изрекали давно известные истины про квотирование зарубежных фильмов, оставив вопрос открытым. В общем, жизнь в кино прекрасна и удивительна. Если в СССР 66 млрд. рублей государство тратило на него, то теперь 5, что тут комментировать.