«Молодость любит петь, а война любит молодость» или «Современный концерт» в Качаловском театре

Уже знакомый казанцам с июня этого года театр «Июльансамбль» снова приехал в наш город. На этот раз гастроли молодого коллектива стали частью юбилейных торжеств КАРБДТ им. В.И.Качалова, в рамках которых с 28 по 30 ноября зрителям были представлены три постановки: спектакль по стихам современных российских поэтов «Честихи», «С любимыми не расставайтесь» и «Современный концерт». Редакция ЭТ побывала на «Современном концерте» и попробовала разобраться в тонкостях представления.«Современный концерт» – это не просто спектакль в привычном его понимании, а, скорее, спектакль-симфония, состоящая из знаковых мировых музыкальных хитов. Актеры здесь не взаимодействуют с залом и друг с другом в обычной диалоговой форме. Нет и интригующего запутанного сюжета, четких и классических стадий развития действия. Но есть истории, воплощенные в образах известных и знаковых фигур мировой музыкальной индустрии. «Современный концерт» - это совсем не концерт, а только игра в него. Игра, в которую заложена сложная, но вместе с тем доступная для всех идея. Создатели спектакля исследовали главные мировые исторические события XX века, где музыка выступила как документ времени. «Каждое десятилетие рождает новый стиль, каждое политическое потрясение – протест; протест рождает субкультуру, которая формирует новую музыку. Мы начинаем в 10-х годах XX века, а заканчиваем в 10-х годах XXI-го, – пробуем услышать время ушедшее и время настоящее в ритмах, интонациях и мелодиях всего земного шара», - именно так сформулирована идея постановки в программе спектакля «Июльансамбля». «Июльансамбль» - самостоятельная театральная компания, выросшая из Мастерской худрука ЦИМа Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ (9-я студия МХАТ). Название театра связано с тем, что именно начиная с этого месяца, студенты «превратились» в профессиональных артистов. Также «Июль» - принципиально важная для команды пьеса российского драматурга Ивана Вырыпаева, с текстами которого главным образом и работает режиссер Виктор Рыжаков. «В этой постановке только песни поются - шлягеры XX и XXI веков, через них мы пытаемся собрать картину мира и понять те ценности, которые во все времена были важны для молодежи. Молодежь поет о любви, о мечте, о своей вере или отчаянии перед невозможностью охватить своей любовью тот мир, который ускользает от нее... Словом, молодость любит петь, а война любит молодость. На этом противоречии сделана история», - рассказывает режиссер «Современного концерта» Виктор Рыжаков, приветствуя зрителей. Ранее в интервью для «Life.ru» Рыжаков также признался, что в этом спектакле команда театра пытается понять, почему те или иные песни становятся так популярны и любимы всем миром: «Это игра. Мы в это играем, и главной нашей целью является, конечно, пресловутая связь зрительного зала и сцены, которая может в этом пространстве развиться во что-то новое, может быть, мы получим какие-то ответы на свои вопросы». И эта «пресловутая связь зрительного зала и сцены» в Казани была действительно налажена с первых минут спектакля. Лирическое и душевное начало народной песни «Вдоль по Питерской» быстро сменилось зажигательными джазовыми мотивами «Puttin' On The Ritz». Услышав любимые мелодии вживую, зрители «растаяли». На лице каждого появились улыбки, не сходившие до самого конца предсатвления. Шлягеры сопровождались видеоподборкой ключевых мировых событий, среди которых мелькали страшные трагедии человечества, кадры из известных фильмов, веселые лица людей на массовых сборищах, запуск ракет в космос и многое другое. Актеры блестяще передавали дух и атмосферу каждого времени с помощью прекрасного исполнения хитов, интересных костюмов и зажигательных подтанцовок. Песни звучали как в сольном, так и в хоровом исполнении. Встречались и забавные пародии на Элвиса Пресли, Адриано Челентано, Джима Моррисона, Курта Кобейна, девчонок из группы «Тату». Стоит отметить, что помимо музыкальных инструментов и экрана с видеорядом, в зале, слева от концертного подиума, расположились гримерная и гардероб, где актеры во время выступления очередной «звезды» переодевались в другие костюмы и поправляли макияж. По каждому из нарядов можно было догадаться, о каком времени идет речь. И если спектакль начался с длинных вечерних платьев и смокингов, то закончился он короткими шортами, майками, бейсболками и косухами. Основным источником света служили концертные софиты, и, как и на большинстве музыкальных выступлений, сцену заполнял искусственный дым. Все это вместе грамотно и правдопобно воссоздавало картинку концерта. Интересным режиссерским решением стали два образа, время от времени «настойчиво» появляющихся на сцене - образы солдата и невесты, символизирующие вечные темы войны и любви. Однако сами создатели, казалось бы, несколько позабыли о главной идее спектакля, целиком и полностью погрузившись в воплощение увлекательного мира шоу-бизнеса. Подоплека спектакля о противоречии войны и молодости, как и мировые события на экране потускнели на фоне яркого шоу. Хотя, может быть, в том и смысл, что молодежь со всей присущей ей необузданной энергией и юношеской беззаботностью, будучи окутанной в свою безмятежную радостью, порой просто не замечает, что происходит у нее за спиной?... Автор – Алиса Маркелова

«Молодость любит петь, а война любит молодость» или «Современный концерт» в Качаловском театре
© Эксперт Татарстан