«Одиссея», Non/fiction и новый иммерсивный спектакль. Афиша BFM.ru
«Одиссея»: приключенческий фильм о великом капитане Кусто Это самый масштабный приключенческий проект в современной истории французского кино, главным героем которого стал человек-легенда, выдающийся путешественник и ученый Жак-Ив Кусто Сюжет «Одиссеи», как и путешествия самого Кусто, вдохновлен одноименной эпической поэмой Гомера. Неутомимый инноватор, Кусто изобретает первый безопасный и эффективный аппарат для свободного дыхания под водой, который называет аквалангом. Исследователь переоборудует военный минный тральщик под корабль для своих научных экспедиций, нарекает его «Калипсо» и, набрав экипаж единомышленников, отправляется в путь. Пересекая моря и океаны, испытывая и внедряя уникальное оборудование для подводных съемок, Кусто создает сенсационную киносерию — свою «Подводную одиссею». 60 лет назад, в 1956 году, картина «В мире безмолвия» получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и на протяжении 48 лет вплоть до победы фильма «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура оставалась единственной неигровой лентой, завоевавшей главную награду Канн. За эту же работу Жак-Ив Кусто получил вскоре и «Оскара», и это не единственная награда Американской киноакадемии в его коллекции: в 1960-м и 1965 годах он удостоился золотых статуэток за фильмы «История золотой рыбки» и «Одиссея Жака Кусто: Мир без солнца». «Играть всемирно известных людей — это большая ответственность, — рассказывает исполнитель роли капитана Кусто Ламбер Вильсон. — К счастью, в моей актерской карьере уже есть роль героя Франции аббата Пьера. Этот опыт помог мне в работе над «Одиссей». Я понимал, что не могу разочаровать публику, что на мне лежит моральная ответственность перед семьей капитана Кусто. Я прочитал сценарий и сказал себе: у меня получится. Да, мне придется похудеть, научиться нырять, но я знаю, что результат оправдает любые жертвы». Кадр из фильма «Одиссея». Фото: МВК Сценарий картины написали режиссер Жером Салль и его соавтор Лоран Тюрне. Сюжет основан на книгах старшего сына капитана Кусто Жан-Мишеля и его ближайшего друга, соратника и бессменного члена команды «Калипсо» Альбера Фалько. Жан-Мишель в своей книге «Мой отец, капитан: моя жизнь с Жаком Кусто» рассказывает правдивую историю великой Одиссеи прославленного ученого и путешественника. «Мне хотелось показать этого человека таким, каким я его воспринимаю, основываясь на своих исследованиях (а я читал много документов, связанных с ним) и встречах, — говорит режиссер фильма Жером Салль. — Я встречался с членами его семьи, бывшими членами его команды, матросами «Калипсо», и я просто хотел создать объективный портрет этого незаурядного человека». Жену и верного спутника капитана Кусто сыграла Одри Тоту — одна из самых любимых французских актрис в России, в том числе за роль Амели Пулен в романтической комедии «Амели». «Я решила сняться в этом фильме прежде всего потому, что в нем есть приключения, путешествия, корабль, «Калипсо», — рассказывает актриса о своей роли. — Я узнала о женщине, о которой раньше даже не слышала, и вообще мало кто о ней знал, потому что Симона Кусто предпочитала оставаться в тени, избегая света софитов. Но я убедилась (а теперь в этом убедится и широкая публика), что без нее не было бы и самой Одиссеи Кусто. Она в большой степени способствовала успеху капитана. Я считаю, эта женщина изменила установленный порядок вещей. В то время она могла жить совсем по-другому, по уже написанному для нее заранее сценарию, но она от этого отказалась. У нее была душа искательницы приключений, и мне нравится в ней именно ее нонконформизм, любовь к приключениям, желание ездить в экспедиции и совершать открытия». Далее на BFM.ru: Москву захватывает иммерсивный театр — спектакль «Вернувшиеся». Иммерсивный спектакль «Вернувшиеся» Зрителей погружают в действие в особняке на «Парке культуры». За личный опыт с актерами просят до 30 тысяч рублей, обычные билеты — по пять тысяч Мистическое шоу «Вернувшиеся». Фото: Пресс-служба Идейный прародитель всех иммерсивных постановок, наступающих сейчас на Москву, — нью-йоркский спектакль Sleep No More, который идет на Манхэттене уже восемь лет. Российских «Вернувшихся» делала театральная компания, основанная его участниками. Зрители оказываются в старинном поместье и, надев довольно страшные серые маски, следуют за актерами, которые играют буквально на расстоянии вытянутой руки. Хореограф отечественного шоу — Мигель из проекта ТНТ «Танцы». «Это было год назад, я посетил постановку Sleep No More, и после этого три дня пребывал в глубочайшей депрессии, с одной стороны, и в невероятном вдохновении, — вспоминает Мигель. — Я понимал, что актерская, режиссерская свобода, которую дает иммерсивный жанр, конечно, величайшая. Это самое грандиозное впечатление для меня как для зрителя за практически всю мою жизнь. Уже через год мы все сделали и поставили в России. Так, как сделали это мы, а мы постарались сделать на мировом уровне, это очень дорогое удовольствие». Мистическое шоу «Вернувшиеся». Фото: Пресс-служба Бюджет не раскрывают — ясно, что дорого, но экономика проекта, очевидно, работает, как надо — иначе бы иммерсивные спектакли не стартовали один за другим. После бешеного успеха «Черного русского», который уже повысил цены с пяти тысяч до 7900, и «Вернувшихся», которые пока по пять тысяч в Театре на Таганке, делают иммерсивный мюзикл «Суини Тодд». Ставит Алексей Франдетти — его тоже в свое время впечатлил нью-йоркский Sleep No More и лондонский «Утопленник». «Театр стал иммерсивным с тех пор, как в первый раз в комедии дель арте или еще где-то люди вышли на площадь и начали между другими зрителями что-то разыгрывать, тут ничего нового нет, — объясняет Франдетти. — Если зрителю интересно, он включается, если нет, что ты только ни наворачивай. Иногда он должен быть готов, а иногда, наоборот, вся прелесть в том, что он не готов. Sleep No More — это триллер, и по большому счету ты можешь не знать сюжета «Макбет», а в случае с «Утопленником» хорошо бы быть готовым: они честно предупреждают, что беременным, людям с больной психикой лучше не приходить, что это прям страшно, это хоррор». Мистическое шоу «Вернувшиеся». Фото: Пресс-служба На «Вернувшихся», которые официально идут в Москве с 1 декабря, можно и беременным. Много дыма, ничего особо страшного, но готовиться лучше заранее. В основу спектакля легла пьеса Ибсена «Приведения», в России мало кому знакомая. Нечитавшие, скорее всего, ничего не поймут, шпаргалки здесь не предусмотрены (хотя в том же Лондоне на аналогичных мистериях их раздают), так что кроме потраченных на билет денег придется вложиться интеллектуально, иначе потеряете не только средства, но и время — постановка идет около трех часов. Подробности и билеты на сайте. Далее на BFM.ru: главное событие книжной ярмарки Non/fiction — визит Джулиана Барнса с презентацией нового романа. Non/fiction в Центральном доме художника Главное событие — визит букеровского лауреата Джулиана Барнса, который представляет свой новый роман о Дмитрии Шостаковиче и собирается сходить в Большой театр Non/fictio№17. Фото: Пресс-служба «Шум времени» продается на книжной ярмарке как главная книга Non/fiction. Это беллетризованная биография Шостаковича и экскурс во времена Сталина одновременно. На стенде красно-серые томики разбирают бойко, как при советской власти. Людей в ЦДХ так много, что даже странно: за час после открытия гардероб на 600 пальто заполняется полностью, открывают резервный, за билетами стоит небольшая, но очередь — а ведь будний день. Страшно представить, какое столпотворение будет на публичном интервью Барнса 3 декабря. Главная новинка — книга Барнса о Шостаковиче pic.twitter.com/o4x2cnoCBc — Eugenia Smurygina (@smurygina) 30 ноября 2016 г. «Каждый новый роман Барнса ждут в Англии с большим нетерпением, они выходят не так часто, — рассказывает глава департамента литературных проектов в Британском Совете в Лондоне Кортина Батлер. — «Шум времени» о Дмитрии Шостаковиче отличается от того, что он пишет обычно, и, кстати, продажи были отличными. У Барнса прекрасный язык, совершенно особый. В первой сцене книги он описывает, как Шостакович стоит около лифта. Он ждет, что за ним придут и заберут его, и не хочет будить ребенка, поэтому просто ждет с чемоданами за дверью. Он делает это каждый день две недели подряд. Это очень сильная сцена, которая мгновенно вводит тебя в повествование». Англия впервые за 18 лет почетный гость Non/fiction. В делегации, считая Барнса, 13 писателей. Стенд Британского Совета занимает центральное место, уже слева и справа от него — издательства, в том числе и выпустившее к ярмарке Джонатана Коу «Фантом Пресс». Вместе с автором они презентуют книгу «Номер 11». «Во-первых, это одиннадцатый роман, и вообще с нумерологией в этой книге все очень затейливо, запутанно, и вся эта история сделана с довольно не тривиальными смыслами, — говорит главный редактор «Фантома» Игорь Алюков. — Перекликается не только по смыслам, но и даже отчасти по персонажам и сюжетам с «Домом сна». Коу начинал с таких фантасмагорий с очень сильной социальной нотой и вот сейчас возвращается к тому, что умеет делать лучше всего». Билет на Non/fiction обойдется в 350 рублей. Книги здесь дешевле в среднем на 25%. Старые издания, которые в магазинах по-прежнему по 500 рублей, здесь легко взять за 300. Если брать много, то кроме интеллектуального обогащения получается довольно выгодно экономически. Подробности на сайте. Далее на BFM.ru: глобальное обновление — Институт русского реалистического искусства заиграл новыми красками. Обновленный Институт русского реалистического искусства Это детище банкира Алексея Ананьева, который открыл музей, когда стало не хватать места для его домашней коллекции соцреализма Здание Института русского реалистического искусства. Фото: Пресс-служба Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) был прекрасным музеем и без всякого перезапуска, но стало, кажется, лучше. Пространство на Дербеневской охватывает три этажа, однако музейные технологии не стоят на месте, в подаче материала в том числе. Министр культуры Владимир Мединский институт хвалит и ставит его в пример. «Я не устаю искренне рекламировать все частные музеи, потому что, мне кажется, в этом проявляется широта русской души. Поэтому получаются замечательные частные музеи: Фаберже Вексельберга в Петербурге, замечательный частный музей русского реалистического искусства Ананьева, очень хороший музей Минца, импрессионистов на Ленинградке и так далее, — говорит министр. — У нас частных музеев открывается огромное количество, за последние пять лет количество частных музеев в России выросло более чем на 50%, и мы всячески этому помогаем. Сейчас мы дорабатываем закон о ввозе-вывозе музейных ценностей, мы хотим сделать этот закон максимально удобным для частных коллекционеров». Коллекционеры, конечно, тоже приехали на открытие: по этажам прошлись Борис Минц и Давид Якобашвили. Дольше всех задержался Дмитрий Рогозин: с Ананьевым они знакомы с тех пор, как обоим было по 20 лет. «Я был здесь два-три раза, я хорошо знаю все картины, знаю художников, — рассказывает политик. — А в этот раз я приехал со своим двоюродным дедом — он тоже художник, работает по акварели — ветераном войны Юрием Ивановичем Рогозиным, который выступил в качестве некого гида. Хоть ему и за 90 лет, но он в хорошей форме». Развеска залов в ИРРИ. Фото: Пресс-служба Параллельно с обновленной основной экспозицией здесь же открылась выставка «Рассказы», посвященная истории шедевров Дейнеки, Пименова, Коржева — выглядит даже нежно. На оформление пространства здесь бросают лучшие силы. С площадкой сотрудничает, например, Андрей Шелютто, оформлявший русский павильон на биеннале в Венеции и разрабатывавший музейную навигацию для Эрмитажа. «Когда мы делали музей, первую экспозицию, музейный опыт у нас был равен нулю, — объясняет Ананьев. — Мы сделали его на основе опыта других людей, которые выступили нашими советниками. За эти пять лет мы поняли, как можем это пространство оптимизировать, а самое главное, коллекция пополнилась большим количеством новых работ, которые по уровню были зачастую существенно выше работ, представленных в постоянной экспозиции. Мы решили это перепланировать, качественно поднять уровень постоянной экспозиции».