5 причин, почему мы все прощаем Вуди Аллену

Лауреат четырех премий «Оскар» и всех известных мировых кинонаград, почетный гость международных кинофестивалей и просто любимец публики, давно удостоенный звания «живого классика», Вуди Аллен никогда не стремился нам понравиться. В его творчестве нет эпичности, зато всегда есть место комедии, трагедии, абсурду, глупости, пародии и, конечно, бесконечным рассуждениям о любви, отношениях, жизни и смерти. Его остроумные и непредсказуемые картины не переворачивают мир зрителя с ног на голову, но тем не менее, заставляют задуматься – в первую очередь, о себе. А все потому, что как режиссер, как сценарист и как актер Аллен честен со зрителем, и не стесняется говорить о человеческой природе в лицо и без лишнего пафоса, смеяться и плакать, и совершать необдуманное. И хотя сюжетные линии порой бывают неоднозначными, как в фильмах, так и в личной жизни заслуженного голливудского мэтра, ни одно из темных пятен не затмило силы его таланта. И вопреки противоречивому имиджу нью-йоркского интеллектуала-невротика и сомнительной «шедевральности» некоторых его работ, зритель снова и снова аплодирует ему стоя. Он учит нас не относиться ко всему серьезно Когда-то Льюис Кэролл устами Чеширского кота сказал, что «серьезное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой», и, кажется, Вуди Аллен усвоил это на уровне ДНК. Пусть солидные критики, и синефилы, и даже ярые фанаты мэтра сколько угодно высказываются о том, что со времен «Вики Кристина Барселона» и «Жасмин» Вуди Аллен без конца повторяется и стремительно сдает. Тем не менее, его фильмы неизменно становятся кассовыми по обе стороны Атлантики, открывают самые престижные кинофестивали, а Аллена каждый раз находят, за что похвалить. Подобная снисходительность к режиссеру объясняется не только его статусом в мировом кинематографе, но и его личным отношением к собственному творчеству: «Я бы все уничтожил, за исключением нескольких фильмов», — признался он в очередной раз в интервью The Hollywood Reporter. Значит ли это, что четырехкратный обладатель «Оскара» недоволен большей частью своих работ? Возможно. Неизвестно, искренне или из кокетства, но Аллен неустанно отказывается от статуса «живого классика», которым так стремится наделить его благодарная публика: снимая стабильно по фильму в год, он допускает, что не каждое его кинопроизведение претендует на гениальность. Еще в 1976 году в интервью журналу Rolling Stone он заявил: «Я не боюсь потерпеть неудачу в глазах общественности… Мне бы хотелось заглянуть в те области, в которых я чувствую себя неуверенно и в которых я не так хорош». Он словно убеждает зрителя в том, что имеет право на ошибку, и не одну, и что не стоит слишком серьезно относиться к его фильмам. Именно поэтому Вуди не гонится за победами в киноконкурсах, и ни разу не появлялся на церемонии «Оскар», предпочитая узнавать об очередном трофее из утреннего выпуска The New York Times. Он не знает границ Едва ли хотя бы один голливудский режиссер и сценарист может тягаться с Великим Вуди в количестве работ. По его сценариям снято 70 картин, режиссером он выступил в 50, и это при том, что параллельно Аллен продолжает писать рассказы для различных изданий (особенно The New Yorker) и пьесы для Бродвея, а также периодически сам ставит спектакли. При том, что алленовский киноконвейер работает бесперебойно вот уже полвека, мастер никогда не запирал себя в рамках одного жанра. Начав свою творческую деятельность с комедийных ТВ-шоу и комедий положений («Бананы», «Хватай деньги и беги»), он перешел к мелодрамам («Сентябрь», «Мужья и Жены»), а затем и вовсе к психологическим драмам в духе Ингмара Бергмана («Интерьеры», «Матч Поинт»). Со временем на стыке этих жанров Вуди Аллену удалось «вывести» свой фирменный стиль — интеллектуальную комедию. А в этом году он перевел ее в актуальный формат сериала — 6 эпизодов «Кризиса в шести сценах» вышли на экран этой осенью по шквал противоречивых рецензий. И казалось бы, можно спокойно творить, остроумно экранизируя сюжеты из собственной биографии (и снимаясь в них), но это не про Вуди Аллена. Очередным откровением, раскрывающим его многогранную творческую личность, стала опера «Пуччини», поставленная им в Лос-Анджелесском оперном театре. Да, мы знали, что Аллен — знаток музыки, тонкий ценитель джаза и кларнетист, но опера? Состоявшийся кинорежиссер решил поставил себе новую планку, и не прогадал: интеллектуальная элита вновь захлебнулась восторгом, и даже суровые критики положительно отозвались об этой работе, назвав ее самым значительном событием в мире классической музыки в 2008 году. Он открыто говорит о своих проблемах Как это всегда бывает подлинными гениями, в биографии Аллена есть немало спорных и нелицеприятных фрагментов. Самым громким скандалом, связанным с его именем, стала разрыв с Мией Фэрроу, с которой Аллен прожил в гражданском браке более 12 лет. Фэрроу узнала о романе супруга с их приемной дочерью Сун-и Превен, и публично обвинила Аллена в сексуальных домогательствах к их несовершеннолетним детям. Эти обвинения не были доказаны в суде, однако, репутация режиссера была практически уничтожена. Впрочем, это не помешало ему продолжить работу и жениться на Сун-и пять лет спустя, а в 2014 году ответить на обвинения уже взрослой дочери Дилан открытым письмом в газете, где он, конечно же, отрицал факт насилия. А когда на последнем Каннском кинофестивале ведущий церемонии Лоран Лафитт снова призвал режиссера к ответу за содеянное, это вылилось лишь в критику в сторону организаторов, но никак не самого маэстро. Если даже в такой неприятной ситуации мало кто в индустрии отвернулся от Аллена, и он вышел практически сухим из воды, это говорит о многом. Вероятно, все дело в том, что Вуди никогда не скрывал свои личные проблемы и на протяжении всей карьеры активно эксплуатировал на сцене и на экране образ патологического неврастеника, прописавшегося у психиатра. Публика привыкла видеть в его героях (а значит, и в нем самом), человека слабого и закомплексованного, а значит, как бы цинично это не звучало, подобные «скелеты в шкафу» лишь дополнили созданный образ. И уже не важно, правдивы они или нет. Он тоже создает женщин В жизни отношения с женщинами у Вуди Аллена были весьма запутанными и противоречивыми, что, впрочем, не мешало, а в большей степени помогло ему создать в кино мириаду женских характеров, от фееобразной Энни Холл («Энни Холл») до роковой истерички Нолы («Матч Поинт»). Между этими героинями существует еще целая палитра женских типажей: милых простушек, одержимых интеллектуалок, жен-невротичек, коварных соблазнительниц и недосягаемых красоток, появляющихся у режиссера от фильма к фильму. Миа Фэрроу, Дайана Китон, Скалетт Йохансон, Эмма Стоун, Анжелика Хьюстон, Пенелопа Круз — за 50 лет Вуди Аллен успел поработать со многими выдающимися актрисами своего времени. Из последних «открытий» режиссера – новая звезда авторского кино Кристен Стюарт: на Каннском кинофестивале критики высоко оценили ее работу в картине «Светская жизнь», открывавшей киносмотр. Другая голливудская актриса, Наоми Уоттс, сыгравшая в драме «Ты встретишь таинственного незнакомца», признавалась, что мало с кем из режиссеров ей было так комфортно на съемочной площадке, как с Вуди Алленом. Его особый метод работы, по ее словам, состоит в том, чтобы давать актерам полную свободу выражения, но при этом подробно объяснять там, где это требуется. При этом, как автор, он не наделяет своих героинь положительными или отрицательными амплуа, неизменно приводя нас к мысли, что каждая женщина прекрасна по своему. А за это можно многое простить. Ему наплевать на общественное мнение Вуди Аллен не раз заявлял, что не читает заметки о себе, отзывы критиков и даже собственные интервью — мнение общественности его абсолютно не волнует. И несмотря на непрекращающиеся нападки в свой адрес, он, кажется, научился жить в ладу с собой и с журналистами. Кроме того, статус одного из самых влиятельных режиссеров современности его тоже волнует мало. В Нью-Йорке его легко можно встретить в продуктовом магазине или прогуливающимся по Центральному парку, а красные ковровые дорожки он сторонится как огня. Возможно, все дело в природной застенчивости, но в то, что это не поза, верится охотно, учитывая его совсем не богемный образ жизни. Оскароносный кинорежиссер никогда не был уличен в замашках селебрити: «Я просыпаюсь утром, отвожу детей в школу, делаю пробежку, потом сижу в комнате и работаю, обедаю, снова работаю, играю на кларнете, а вечером встречаюсь с друзьями или смотрю баскетбол. Я веду обычную жизнь буржуазного рабочего класса, и это помогает мне оставаться продуктивным на протяжении многих лет». В этом и есть главный секрет очарования такой масштабной личности как Вуди Аллен: он — один из нас, со всеми своими достоинствами и недостатками, о которых он не боится говорить вслух.

5 причин, почему мы все прощаем Вуди Аллену
© Grazia