Секрет гениальности Шостаковича - в осколке снаряда

В воскресенье, 27 ноября, в Академическом театре имени Маяковского состоится премьера «Человек, который принял жену за шляпу» в постановке Никиты Кобелева.Человек (актер Алексей Золотовицкий) , между прочим, реальный, только под вымышленной фамилией – чудаковатый профессор консерватории, положительный семьянин – и пациент знаменитого невролога Оливера Сакса. Этот Оливер – тоже реальный - еще тот умник! Зарабатывал большие деньги медицинской практикой и книгами, в которых описывал больных, да, еще художественно преувеличивая их отклонения. И описал свою болезнь – «расстройство восприятия лица или прозопагнозия» в образе того самого бедолаги, который путал жену (Нина Щеголева) со шляпой. Как это? С чего бы вдруг? По заключения доктора (эту роль в данной «клинической истории» сыграла Юлия Силаева), «он узнавал предмет или объект, только тогда, когда начинал с ним взаимодействовать посредством музыки». То есть его миром была музыка, которую он изучал, которую преподавал и любовь к которой сохранил до конца дней. Спектакль – музыкальный, с барабанами, клавишными, джазом, роком, ирландской музыкой, потому что у каждого больного – в голове звучит мелодия. Студент-медик Стивен (Павел Пархоменко), - под воздействием наркотиков, слышит лай собаки. Но близкая связь с собакой открыла перед ним мир цветов, запахов, вкусов. Тогда как раньше все было черно-белое, невкусное, неароматное – тоска смертная! Но 22-летний студент захотел вылечиться, чтобы заниматься наукой и ему, с помощью доктора Сакса, это удалось. Собачий лай и прочие галлюцинации исчезли из его мозга и жизни. Тогда как 88-летняя миссис ОМ (Нина Щеголева) постоянно слышит ирландский концерт – громкий и праздничный. Он – из ее детства, когда были живы и мама, и папа, и у нее было Рождество, с елкой и подарками. В пять лет она стала сиротой, и вся ее дальнейшая жизнь – очень одинокая. Доктор Сакс сказал миссис ОМ, что «все мы – изгнанники своего прошлого, и что мозг сохраняет точную запись всех наших переживаний и потерь, и что есть способ ее выздоровления – удаление коры мозга и стирания воспоминаний». Женщина предпочла остаться с ирландским концертом и не погружаться в «лагуну забвения». Единственный женский персонаж в шляпке – очень красивой, нарядной, Миссис С (Александра Ровенских) – героиня медицинской истории «Направо, кругом» - тоже страдает слуховыми галлюцинациями и параличом левой стороны лица. Доктор Сакс рассказывает ей историю, которую узнал от советского нейропсихолога Александра Лурия ( находился с ним в долгой переписке). Эта история, о том, что « Дмитрий Шостакович во время блокады был ранен в голову и маленький осколок остался в мозгу композитора». А Лурия во время войны работал в нейрохирургическом госпитале. Будто бы Шостакович отказался удалять осколок, потому что он смещался в его голове, и когда он наклонялся – слышал гениальную музыку. Эту же версию гениальности композитора в 1983 году опубликовал в престижном британском журнале «Мusical Тimes» китайский невропатолог Дейжу Вонг. Статью мог прочитать и Оливер Сакс, - он был (умер в 2015 году) читателем этого журнала и большим ценителем музыки. Последняя книга Сакса «Музыкофилия» - в частности, описывает случай, когда Человек – тот самый, перепутавший жену со шляпой, не только слышал музыку, но и видел ее. Только ее – музыку, и видел, а все остальное было для него – не важно. Удивительно, что в каждой книге, и в частности, в истории про «Человека», Сакс обращается к трудам советского ученого Александра Лурия, и в этой книге «Человек, который принял жену за шляпу» пишет о том, что последние великие труды Лурии, которыми пользуется весь мир, в России не были опубликованы. Александр Лурия вынужден был передать свои исследования британскому ученому Грегори, и тот опубликовал их в Англии. Эта книга так и называется «Последняя книга» А.Лурия и носит автобиографический характер. В России она вышла уже после смерти академика и названа «Этапы пройденного пути». Премьера в театре имени Маяковского «Человек, который принял жену за шляпу» хороша уже тем, что носит познавательный и полезный характер. Каждый задумается – а нет ли в нем некой странности, которую надо лечить с помощью психиатрии и, возможно, неврологии? Слова Чацкого «А не странен кто же?» в контексте этого спектакля не уместны. Все герои – больные люди, серьезно больные, и в этих больных читаются наши «болячки». Только, к сожалению, сегодня отечественная психиатрия не сильна на открытия, и все больше носит коммерческий характер. Таких ученых как Александр Лурия, и его учитель Лев Выготский – сегодня единицы. Любопытно, что последний из великих нейрохирургов, спасших от смерти тысячи обреченных людей, - Александр Коновалов недавно вдохновил Гошу Куценко на создание художественного фильма «Врач». Но это совсем другая история, и ее герой – знаменитый нейрохирург, светила, которого сам сыграл Гоша Куценко, - личного моего восхищения не вызывает (зритель сам составит свое суждение – фильм в российском прокате с 15 декабря). Возвращаясь к спектаклю, я увидела себя в эксцентричной Миссис С, которая отчетлива поняла, что она – не гений Шостакович, а нормальная земная женщина, с проблемой в голове, и захотела выздороветь и вернуть «часть мира, который она утратила в результаты травмы». И часть своего лица, которое было как неподвижная маска. Ей это удалось сделать с помощью доктора Сакса и его предписаний. Сначала Миссис С пыталась «обыгрывать» свои странности, и у нее это неплохо получалось, но здравый смысл и желание быть здоровой, сыграли свою положительную роль. Большинство героев спектакля «Человек, который принял жену за шляпу» - выздоровели. За исключением этого Человека - профессора консерватории и самого доктора Сакса. Оливер Сакс умер от рака 30 августа 2015 года, накануне опубликовав свое завещание: - Я любил и был любим; мне было многое дано и я кое-что отдал взамен; я много читал, путешествовал, размышлял, писал. Я общался с миром тем особенным образом, каким писатели общаются с читателями. Самое главное: на этой прекрасной планете я чувствовал и мыслил, что само по себе являлось огромным счастьем и приключением. Кстати, «Человека, принявшего жену за шляпу» он не стал лечить, о чем признался в той же своей книге. Причину не назвал. Но сейчас мы понимаем – какова была причина? Он не мог вылечить самого себя, как это не могут сделать все больные люди. Признаюсь, я никогда не знала о существовании доктора Оливера Сакса. А ведь человек он был замечательный?! Спектакль «Человек, который принял жену за шляпу» - идет на Новой сцене театра имени Маяковского на Сретенке.

Секрет гениальности Шостаковича - в осколке снаряда
© Вечерняя Москва