Куда улетела эскадрилья? Оренбуржцы разыскивают эвакуированных курсантов
По локоть в мазуте В редакцию передали письмо от жителей Чёрного отрога (Саракташский район). Ветераны тыла вспоминают, как осенью 1941 года в их посёлок прибыла военная авиационная школа СБ-3 из Ворошиловграда. Часть состава принял Оренбург и село Беловка (Сакмарского района)). Черноотрожцы разыскивают курсантов военной школы и всех, кто трудился в мастерских по ремонту военных самолётов этой эскадрильи. К слову, наши земляки практически ничего не знают о ней. В областном архиве нам сообщили, что данные засекречены Министерством обороны РФ. Поэтому мы представляем историю, записанную со слов очевидцев. Курсантам необходимо было тренироваться, поэтому промкомбинат переоборудовали в мастерские, куда с фронта на ремонт привозили бомбардировщики. - Нас, молодёжь, собрали в сельсовете. Председатель сообщила, что скоро к нам прибудет лётная военная эскадрилья, и в мастерских по ремонту авиационной техники нужны наши рабочие руки. Говорила, что от нас будет зависеть исправность самолётов, - рассказывает Вера Лысова. - Так и началась работа по локоть в мазуте. Откручивали всевозможноые гайки и болты, переносили запчасти на склад. Заведующим в мастерской был товарищ Добня, а после него - Бабенцев. Они помогали разбираться девчонкам в этой неженской работе. Когда парни ушли на фронт, им стало ещё тяжелей, на смену ребятам пришли совсем девочки, которым нужно было учить всему. Девчонки трудились без выходных. В мастерских было холодно, руки замерзали, но работу не оставляли. Фронт не ждёт Штаб эскадрильи разместился в райисполкоме. Командовал ею Николай Реутов, прибывший в Чёрный отрог с фронта с ранением ног (горел в самолёте). Курсанты летом жили в палатках на нынешней улице Больничной, а зимой - в старом универмаге. Помимо занятий (в райисполкоме) и тренировочных полётов, успевали работать в мастерских. Как бы ни было тяжело, а на танцы парни и девушки успевали бегать - только пыль столбом стояла. Девчата ждали от молоденьких солдат предложения. Кстати, Вера Фёдоровна вышла замуж за их бригадира старшину Николая Вастихина. Николай Александрович был строгим, в работе не допускал брака и всё подгонял их: «Девчата, от вас фронт ждём помощи, старайтесь, сколько есть сил». Женщины-колхозницы и подростки подготавливали аэродром, который находился за железной дорогой, где сейчас останавливается электричка. Летом они очищали длинную и широкую взлётную полосу от травы, а зимой - от снега. Через переезд буксировали после ремонта самолёты, и курсанты испытывали их. Они тренировались и днём, и ночью. После трёх-четырёх месяцев их отправляли на фронт, а на смену им прибывали новички. За всё время в полётах разбилось двое курсантов под Беловкой и Чёрным отрогом. Инструкторами в эскадрилье были лётчики из гражданской авиации: форму носили офицерскую, а звания - сержантские, вспоминает Николай Трофимов, ставший впоследствии офицером. А тогда он мальчиком с большим интересом наблюдал за прибывшими военными. После уроков в холодной школе, где замерзали чернила, где писали между строчками на старых газетах и книгах, мальчишки бежали в прокомбинат подшивать валенки и сапоги военным - так приносили в дом копейку. В доме Трофимовых квартировали два младших техника-лейтенанта, которые готовили самолёты к вылету. - Помню их, Иван Петрович Гайкин и Пётр Васильевич Жуков, молодые ребята по 24 года. Они готовили самолёты под открытым небом, а морозы зимой стояли под 40, - вспоминает Николай Иванович. - Где все эти курсанты и военные теперь? Кто из них остался жив? Известно, что какое-то время после войны эскадрилья ещё находилась в Оренбуржье. А в селе Беловка лётчики обучались и в 60-х. Наши друзья из Чёрного отрога просят откликнуться всех, кто что-то помнит и знает о той эскадрилье и молодых лётчиках, с кем бок о бок они проживали страшные месяцы войны. Кстати, до сих пор живо теперь уже Луганское высшее военное авиационное училище штурманов (ЛВВАУШ), отправившее к нам свою эскадрилью и выпустившее в небо будущих Героев СССР.