Виктор Елисеев: Теперь из «Голоса» идут к нам!
Не так давно Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД сменил имя. Теперь это ансамбль войск национальной гвардии России. Застать коллектив в столице — задача не из легких. А уж тем более, добиться встречи с ее руководителем, генералом Елисеевым. Виктор Петрович то занят записью новой песни, то подготовкой к масштабным гастролям. А еще его можно увидеть в музыкальных телешоу. Одним словом, необычный генерал. БЕЗ КУРАЖА НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ - Виктор Петрович, у вас под началом человек триста. Вы им кто — строгий начальник или отец родной? - У нас с ними хорошие отношения, дружеские, творческие. Стараюсь строить со всеми отношения, учитывая, что имею дело с творческими людьми. Но, конечно, стараюсь и требовать. Потому что без дисциплины ничего не сделаешь и ничего не построишь. - Когда вы распределяете партии в коллективе, солисты как реагируют? - Они, что, ждут, чтобы их не назначили? - Наоборот, чтобы назначили. Быть солистом-то престижно. - Я не зря так спросил. У нас был такой период в коллективе, когда не очень-то хотели быть солистами, потому что это очень ответственная работа. В хоре стоишь, можешь только рот открывать. Солист - другое дело. Сейчас правда ситуация поменялась, люди хотят работать. - Виктор Петрович, в репертуаре ансамбля масса хитов, в том числе, исполненных западными звездами. Ваши артисты - люди в погонах, как они реагируют они на то, что вы предлагаете им спеть «Гет лаки», например? И при этом еще приплясывать? - Сейчас у наших артистов средний возраст - от 27 до 35 лет. Люди молодые, современные. Закончившие, как правило, консерваторию или Гнесинку. Кое-кто прошел опыт оперных театров. Есть солисты из Новосибирска, Казани, Минска. Они все очень креативные. С удовольствием берутся за любой жанр. Естественно, не каждый оперный певец исполнит какую-то джазовую композицию. Но есть и такие, которые блестяще поют эстраду, поп-музыку. Мы стараемся, чтобы у артиста был интерес. Если его нет, нет куража, не получится ничего. - Хорошо. Приходят люди послушать академическую музыку, они «Шульберта знали лично», как говорили в одном фильме... А тут бац, и – господи, что это? - Ну, мы же все стареем... Из одной стадии переходим в другую стадию и так далее. Естественно, зрителей, которые приходили раньше на военные коллективы и хотели послушать песни времен Великой Отечественной войны, их становится все меньше и меньше. Мы сейчас боремся за молодую аудиторию. И мы не хотим превращаться в музей. Хотим быть и креативными, и не забывать нашу музыку профессиональную, на основе которой возник коллектив. На выступлениях важно показать возможности коллектива. А они огромны! Мы можем практически все. У нас ребята с высшим музыкальным образованием, вокалисты, замечательный оркестр. Много лауреатов международных конкурсов. У нас дирижер чемпион мира по баяну. Молодой парень еще, ему всего 34 года. И мы хотим, чтобы на наш концерт приходила разная аудитория. Начиная от 15-16-летних и кончая теми зрелыми зрителями, которые любят давно уже военные ансамбли. Нам есть, чем их удивить. ЧАСТИЧКА «ГРЭММИ» - Ансамбль поет много каверов современных. Как на них реагируют исполнители хитов? - Французский дуэт «Дафт панк», как мы перепели Get Lucky, сказал, что это лучшее исполнение кавера, которое они слышали. Когда дуэт получил премию Грэмми за эту песню, они специально обратились к нашему импресарио: «Передайте этим ребятам, что частичка этой премии есть и у вас»! Шутка не шутка, но приятно. На днях мы записали песню Тимберлейка, которую он представил на Евровидении. - Почему Тимберлейк? Как, почему, кому в голову пришло? - Мои артисты постоянно приходят с необычными идеями приходят. Мы, худсовет, внимательно их прослушиваем, смотрим, подойдет не подойдет, проверяем текст обязательно, потому что можно попасть впросак. И решаем - включать, не включать. Вот эту взяли в репертуар. Сейчас, кстати, вышли на менеджера Джастина. Может быть, получится что-то совместное сделать. С нами многие звезды поют с большой радостью: Мирей Матье, Селин Дион, Венсан Никло. С ним у нас три платиновых диска. КАК МАКАРСКИЙ ПЕЛ С ГИПСОМ - Текучка кадров в коллективе большая? - Ее почти нет. Что меня очень радует. Несколько лет назад это была основная для меня проблема. Тогда в стране было огромное количество коллективов. Они гремели, выезжали за рубеж, и все артисты стремились в эти ансмабли. К нам приходили те, кто не прошел отбор. Нужно было их заинтересовывать. Финансирование нужно было хорошее, а еще творчество. У нас был проходной двор, если честно. Часть артистов приходили набраться опыта у наших специалистов. Но постепенно народ стал задерживаться. Сейчас кастинги в ансамбль проходят раз в две недели. Желающих работать у нас много. - В «Голосе» участвуют ваши подчиненные? - Нет, наоборот, после «Голоса» к нам приходят. Паша Пушкин, например. Он поет и в хоре, у него хороший, красивый баритон. Мы ему доверяем много сольных партий. - Антон Макарский тоже у вас пел? - Антон Макарский у меня служил срочную службу. Такой был шустрый, что сломал руку и потом со сломанной рукой пел «Макарену». СПОЮ ТЕБЕ ПО-КОРЕЙСКИ - Ваш хор поет на десятках языков - Мы ездим с гастролями по всему миру. Для каждой страны готовим сюрприз: песню на ее языке. На корейском у нас где-то 15 композиций. Корейские песни, я вам хочу сказать, очень мелодичны, в чем-то схожи с нашими народными песнями. Но выучить слова, конечно, не просто. Китайский язык достаточно сложный, японский, корейский. Да и на английском тоже опасно петь, потому что многие его знают, и малейший акцент вызывает недовольство даже у нашей публики. Поэтому готовим песни очень тщательно. Всегда находим переводчика высшего класса или носителя языка. Шлифуем до мелочей. Я иногда слышу западных артистов, которые к нам приезжают с подобными сюрпризами. Некоторые из них очень безответственно относятся к русскому языку. Надо лучше поработать. Мы пели «Очи черные» с Патрисией Каас. Она, к сожалению, не очень справилась. Исключение - Мирей Матье. А у Лары Фабиан вообще удивительное русское произношение. - У вас много гастролей. Как вас встречают? - Да, ездим много. На выступлениях ансамбля публика всегда встает дважды. Когда исполняем гимн России и в финале выступления. В туре по Мексике провели три месяца. Каждый день концерт, каждый день публика. Тогда к нам приходила Консуэла Веласкес, которая написала «Бесаме мучо», и вместе с нами исполняла ее. Сказала, что это было самое необычное и самое яркое исполнение, которое она слышала. Хотя ее песню пели выдающиеся мастера. Я к чему говорю? За рубежом военное искусство очень любят. В ЧЕМ ВИНОВАТ ВУЛКАН? - Гастроли — это еще и часто нештатные ситуации. - Да, случается всякое. В 2010-м был перекрестный год культуры России и Франции. Множество мероприятий пришлись как раз на момент извержения злополучного исландского вулкана с невыговариваемым названием. Ансамбль на этот момент уже был в Париже, а многие артисты из России не смогли прилететь во время. Ансамбль «отдувался» за всех: в день артисты давали по 4 концерта. Два своих в Парижском Дворце Съездов, а два «за тех парней». В другой раз, во время выступления в Концертном Зале la Halle Tony Garnier, на несколько минут вырубилось электричество. Артисты продолжили петь в полной темноте, без микрофонов, усилителей и мониторов. Зритель был потрясен! ДОСЬЕ «КП» Виктор Петрович Елисеев - профессор московской консерватории им. Чайковского, руководитель и главный дирижер Академического Ансамбля песни и пляски войск Национальной Гвардии РФ. Пришел в ансамбль солдатом, а дослужился до звания генерал-майора. 6 лет женат на Наталье Елисеевой, солистке ансамбля. Европейцы прозвали ее «Красной дивой». Несмотря на близкие отношения, Наталья всегда беспрекословно слушается генерала. Хотя творческие споры в семье и случаются, глядя на них во время работы человек со стороны вряд ли поймет, что это муж и жена. Пара воспитывает пятилетнюю дочь Варю. БЫЛО И ТАКОЕ Ансамбль много выступал в горячих точках. Был в свое время и в Чеченской республике. Две недели артисты летали на одном и том же вертолете. Однажды все уже заняли места в вертолёте, как вдруг прозвучала команда освободить салон. «Полетите на следующем» - сообщили музыкантам. Дождались следующего борта. Добрались до места, и только тогда узнали: тот первый вертолёт сбили.