Милош Бикович: «Меня берегут, как гостя, и принимают, как друга»
Серба Милоша Биковича российские зрители полюбили после «Солнечного удара» Никиты Михалкова. Вслед за тем актер снялся в фильмах «Духless 2» и «Без границ». Корреспондент «Известий» встретился с Милошем на презентации телесериала «Отель Элеон», выходящего на экраны в конце ноября. — Роль племянника хозяйки отеля с сербскими корнями писали специально под вас? — Нет, ее переделывали после того, как меня пригласили. Правда, в итоге я отказался. Для актера очень опасно застревать в одной роли на несколько сезонов. Мы долго разговаривали и, слава Богу, авторы снова меня убедили. Я увидел, что они вкладывают в проект себя, почувствовал их искреннее желание заниматься творчеством. Думаю, что не ошибся. — Обычно все актеры рвутся из ситкомов в полный метр, а вы наоборот… — Это не всегда правильно. Качество сериалов улучшается. Многие известные режиссеры и сценаристы перешли на телевидение. Просто трудно удержать актера, который играет в массовом кино дольше, чем один–два сезона. К примеру, Мэтью Макконахи снялся в сериале «Настоящий детектив», но только в первом сезоне. — Как коллеги вас встретили? Большинство из них давно играют вместе. — Мне пришлось догонять. Но это очень хорошее положение — быть сербским актером в России. С одной стороны вы — славянин, брат, а с другой — европеец, чужак. То есть меня и берегут, как гостя, и принимают, как друга (смеется). — Так как ваш герой сербского происхождения, то, наверное, вносили в роль национальный колорит? — Да, я предлагал авторам множество фишек. Им понравилось, и вполне вероятно, что во втором сезоне «Отеля Элеон» мы сделаем еще больший упор на национальные корни героя. — Вы исключительно в кино снимаетесь или в театре тоже работаете? — В Сербии я работаю в театре и преподаю на факультете драматических искусств у своего педагога по актерскому мастерству. Также учусь в аспирантуре, потому что без этой корочки преподавать у нас нельзя. — Кстати, об актерской школе. Вот у нас Станиславский, а в Сербии? — Я думаю, что вы, русские, недооцениваете свой вклад в мировую культуру. На том, что создал Станиславский, Чехов и Мейерхольд, построен современный Голливуд. На этом построена сербская и европейская актерские школы. Это краеугольный камень, на котором держится мировая профессия артиста. А исток ее кроется в России, в Художественном театре. Так что я считаю, что нахожусь сейчас у источника. — Ваша первая роль в России была в картине у Михалкова. Как вы туда попали? — Как бы Никиту Михалкова сейчас ни критиковали, но в 1990-е годы он был одной из немногих визитных карточек России. Если мы говорили тогда «Россия», то подразумевали Бориса Ельцина и Никиту Михалкова. Поскольку у сербов особое отношение к русскому народу, то и у меня Никита Сергеевич был с юности любимым режиссером. Однажды мы приехали на Московский кинофестиваль с сербским фильмом, где и познакомились с ним. На тот момент у меня не было никаких амбиций сниматься в России. Хотя мой родной брат — он монах — в свое время советовал мне написать письмо Михалкову и рассказать, как я хочу играть в его фильмах. Я отказался. Зачем России серб, который к тому же на тот момент не говорил по-русски?! — В итоге вы написали письмо? — Нет. Если бы написал, было бы хоть какое-то логическое объяснение тому, как я оказался у Михалкова. Вся эта история с приглашением на пробы напоминает, что жизнь уже сама по себе чудо. — Русский язык быстро освоили? — Очень сложно он мне давался. Меня переозвучивали в «Солнечном ударе» и «Духless 2». В картине «Без границ» я уже говорил своим голосом и в «Отеле Элеон» тоже, потому что там у моего героя допустим акцент. Но сейчас я стараюсь окончательно избавиться от него, чтобы диапазон ролей был шире. — Не знаю, как у вас в Сербии, а у нас с 2000-х повелось негативно говорить о собственном кинематографе… — У нас тоже. В Сербии очень странный тренд — всю национальную культуру, традиции и, собственно, сам кинематограф считать немодным и даже плохим. Есть у наших народов еще одна общая черта — самокритичность. Это работает на руку нашим врагам. Если вы уничтожаете уважение народа к себе, тогда можно всё купить. Если в нации сохранились ценности, которые выше денег, тогда нельзя будет все продать. Коррупция не найдет благодатной почвы. Но если вы хотите уничтожить какое-то общество, то будете пользоваться этой самокритичностью, которая на самом деле не является плохим качеством. Она заставляет становиться лучше. Но только не до умопомешательства. Самокритичность должна идти рука об руку с взаимопониманием и любовью. — Как вы думаете, способны ли театр и кинематограф консолидировать людей вокруг общих национальных идей и целей? — Способны, поскольку кинематограф и театр основаны на чувствах. Надо, чтобы культура имела глобальную цель. Например, Россия гордится своей историей. То, что ваша страна сломала спину Наполеону и Гитлеру, — важное событие. Это первая ценность, перед которой все русские склонят голову. И либералы, и консерваторы. И те, кто любит Запад, и те, кто предпочитает Восток. — Можете навскидку вспомнить российский фильм, который произвел на вас впечатление в последнее время? — «Страна Оз» Василия Сигарева. Хотя не люблю чернуху, но здесь она пропитана любовью. Теперь хотелось бы увидеть жизнеутверждающую картину такого талантливого и глубокого режиссера. — Что вас более всего удивляет в русских? — Прежде всего способность покаяния, прощения, терпения. У русских много хороших качеств и душевных красот. Также у вас есть откровенность, которой европейцы боятся, а сербы очень хорошо понимают. Мы выживали под турками и научились не высказываться открыто. Это сберегло нам жизнь. Русские же эту откровенность всегда сохраняли. Даже если им приходилось потом страдать. Справка «Известий» Милош Бикович родился 13 января 1988 года в Белграде. Окончил университет драматических искусств. Известность молодому актеру принесла роль в сербском фильме «Монтевидео: божественное видение». Картина получила приз зрительских симпатий на Московском кинофестивале в 2011 году и была выдвинута от Сербии на премию «Оскар». В 2014 году на экраны вышла историческая драма «Солнечный удар». Роль Коки стала первой работой Милоша в России.
