Деревенская комедия и городской романс

Иван Тургенев назвал свою пьесу «Месяц в деревне» комедией, и режиссер Иван Орлов в Театре Моссовета именно так ее и поставил. Ни драма, ни трагедия, ни фантазия, ни прочие жанры, в которых работали многочисленные постановщики этой востребованной драматургии, а именно комедия. Легкая, не грузящая, местами метящая в фарс, местами — в лирику. В трактовке молодого режиссера тургеневские персонажи не умеют, но хотят. Провинциальная дама Наталья Петровна (Наталья Ноздрина) хочет любить, но не умеет распорядиться своим чувством. Вопрос: кого им осчастливить — доброго, но недалекого мужа, остроумного, но надоевшего поклонника, или студента, чьи главные достоинства — молодость и наивность, не дает героине покоя. В свою очередь, муж (Сергей Зотов) и поклонник (Владислав Боковин) желают остаться друзьями, но не знают, как вписать дружеские отношения в пикантную ситуацию. Студент (Семен Шомин), на которого в итоге падает выбор Натальи Петровны, хотел бы ответить на ее чувство, но не умеет оценить себя по достоинству. «Кто я такой, чтобы вас любить?» — патетически вопрошает победитель. Влюбиться бы ему в соответствующую по возрасту и социальному положению воспитанницу Верочку, но та настаивает, чтобы всё было по-честному, а бороться за своего студента боится. Есть еще такой колоритный персонаж, как доктор, — циник и резонер. Хочется ему «двух рыжих на пристяжке, гнедую в корню», но за это чудо-тройку нужно устроить гешефт в виде женитьбы приятелю-помещику, а потенциальная невеста пребывает в сомнениях. В общем, все как дети — и хочется, и колется, и кто-то не велит. В то же время единственный ребенок в пьесе — 10-летний Коля — жаждет воздушного змея с белкой и в состоянии их добыть. Он-то и выглядит взрослым: роль десятилетнего мальчика исполняет возрастной актер. Моторный юнец постоянно чем-то занят и изъясняется короткими фразами. Большинство же персонажей пребывает в благополучном безделье и много говорит. Пространные диалоги и монологи для привыкшего к мемам и хэштегам поколения — тоже предмет комический, и 24-летнего режиссера интересует не столько их содержание, сколько форма. Словесный поток играет всеми красками — темповыми, тембровыми, ритмическими. Здесь важно не о чем, а как говорят герои. Преобладающая динамика бесед — форте и фортиссимо. Чувства взвинчены, результаты ничтожны. В итоге все хотят уехать, но не умеют делать это быстро, без лишних разговоров. Да и не тянет их никуда от деревенских красот. Потолок затянут плющем, манят уютные кресла, катаются по полу краснощекие яблоки, цветут неопознанные растения. И главная героиня в ярко-алом костюме — сама как розан. Так что лирические признания напрашиваются сами собой. Впрочем, за чистую лирику в спектакле отвечает не Тургенев, а Борис Гребенщиков. В центре площадки развернута эстрада. Персонажи, отыграв очередную сцену, берут в руки инструменты и комментируют события композициями БГ: «Попытайся простить мне, что я не всегда пел чисто / Попытайся простить мне, что я не всегда был честен / Попытайся простить мне — я не хотел плохого / Ведь я не умел любить, но я хотел быть любимым». Отдельные пассажи («дык, елы-палы») контрастируют с высоким литературным строем оригинала, но в целом откровения нашего песенного гуру точно отражают суть происходящего: с сороковых годов позапрошлого века сознание русского человека, как и тематика отечественной драматургии, не сильно изменились. «Месяц в деревне», пьеса Ивана Тургенева. Театр Моссовета, 2016. Режиссер Иван Орлов. Художник — Евгений Лемешонок. Художник по свету — Лена Перельман. В ролях — Наталья Ноздрина, Сергей Зотов, Юрий Черкасов, Надежда Лумпова, Лариса Кузнецова, Владислав Боковин, Семен Шомин, Сергей Виноградов. Ближайший спектакль — 14 декабря. ​​​​​​​