Дмитрий Маликов: Просто исполнять ретро мне скучно...
Недавно исполнитель милых лирических песен появился на афишах спектакля «Перевернуть игру». Неужто все же смена имиджа?Едва услышав про имидж, Дима только что не застонал. Оказалось, тема была затронута больная. — Как он мне мешает, этот имидж! Десять лет занимаюсь инструментальной музыкой, неоклассикой, и десять лет с ним борюсь. А стереотип восприятия остается. Сегодня вот писал письмо на «Культуру» — почему они не реагируют на мои серьезные проекты? — Потому что вы — поп-исполнитель. — Когда это было? Да, я пытаюсь использовать мой эстрадный бренд в просветительских целях, почему это не замечают? А песенную составляющую я перерос. Это легкий жанр, который созвучен определенному времени, эмоции и молодости. — Ну, у вас в этом смысле еще есть запас времени... — А 28 лет на сцене куда девать? Нет. Когда ты молод, твои песни звучат на сцене органично. А когда повзрослел, надо либо переквалифицироваться, либо стать таким человеком, как Мадонна, — роботом... Можно уйти в бардовско-текстовую нишу, а у нас еще лучше — в шансонную. Но в шансоне главное — доставка материала, которая обеспечивается поэзией и голосом. Там работают абсолютно специфические законы вокальной подачи, которых у меня нет. Так что и выбор был не так велик. — Масса ваших коллег и по 30 лет ничего не меняют. И ничего. — Их право. Но оставаться ретроисполнителем, которого любят за песни 90-х, мне скучно. Это и так при мне. И на сцену меня привели точно не актерские амбиции, а желание расширить сферу деятельности. Я человек, который хочет приносить пользу. Когда я увлекся неоклассикой, сами собой начали вырисовываться просветительские, образовательные проекты, в которых, мне кажется, есть нужда — «Уроки музыки», а теперь спектакль «Перевернуть игру». — Что вас не устраивает в молодежи, если вы решили этим заняться? — Да не то что в молодежи... Меня тотальная неграмотность напрягает. Я тут увидел, как подписан трек, скачанный из сети: «Лунная соната. Моцарт». До какого уровня незнания мы дошли? Есть же какие-то базовые культурные ценности, без которых нельзя. Я понимал, что поп-музыкой на молодежь воздействовать не могу, ничему хорошему их через нее не научу. А через театр, мюзикл, музыку классическую, но поданную необычно, клипово, резко, конфликтно и зрелищно, кое-что донести можно. И истории композиторов, о которых речь идет в спектакле «Перевернуть игру», все — о преодолении трудностей, через которое многое достигается. — И на разговор о классике люди «благодарно реагируют»?! — В основном — да. Случались и стоячие овации. Режиссер Ольга Субботина так все продумала, что зрители, если пришли, смотрят — им не до торчания в телефонах. Бывало, и хуже встречали. Мальчишки из детдомов, например, сложные и хулиганистые. Но чем публика сложнее — тем лучше. На нее работать и надо. — А вам не кажется, что профессия композитора сегодня девальвируется? — Да ее почти нет уже! Вы можете представить человека, который сидит и пишет симфонию или оперу? Для кого пишет, за какие деньги? Да и нет уже естествен- ной потребности в этой симфонии, не надо обманываться. Раньше в этом смысле была спасительной палочкой музыка для кино. А сейчас влезь в интернет, а там колоссальные объемы музыки, которую можно купить за копейки и поставить в фильм. — Но это — не Таривердиев! — Не Таривердиев. Но он сейчас никому уже и не нужен. Нет для музыки такого места, которое она занимала. И она сама другая — не мелодичная, а фактурная, и таких фактур наделали миллион. Я вот пять лет — композитор фестиваля «В круге света». Написание для него увертюры на 15–20 минут занимает месяцы жизни — моей и моей команды. А потом видишь в сети килотонны музыки, которая используется на подобных шоу. Она не лучше моей, но так же активна, современна, отлично записана. Люди разницы и не заметят. Я реалист. Вся музыка уже написана. Это данность. И диджеи популярны, потому что сегодня компилятивный и менеджерский таланты куда важнее таланта музыкального. — Сейчас заплачу. А как же поэты-песенники? — И эта профессия уже почти не существует — старое поколение, Таничи и Шафераны, ушло, а те, что остались, пишут немодную дрянь, которая никому не нужна. Молодежь растет на чувственных и полурэповых историях или на шабашах, которые устраивает им «Ленинград». И у них все иначе: у молодых нет ни желания повесить портрет исполнителя на стенку, ни что-то про него узнать; даже на концерт его идти не особо хочется! Но изменение потребительского отношения — это факт, который просто нужно признать. К счастью, жизнь куда шире проблем девальвации профессий или образования новых форматов. За ней просто нужно успевать. И делать все, что можешь и считаешь должным. Я стараюсь. СПРАВКА Сюжет спектакля «Перевернуть игру» забавен: девочка-диджей оказывается в невероятной ситуации и встречается с Бетховеном, Моцартом, Майклом Джексоном. Оказывается, основа современной музыки родилась много веков назад и композиторы-классики актуальны...
