«Больше, чем слова»: разговор по душам с актером Геннадием Прытковым

В минувшее воскресенье в Качаловском прошла третья «встреча» в рамках проекта, посвященного 225-летнему юбилею театра. Сначала ведущая рассказала пару слов о проекте для тех, кто пришел на «встречи» впервые. По ее словам, никто из актеров заранее не готовится к встрече и не составляет примерных вопросов, на которые ему нужно будет ответить. Каждый диалог проходит в формате «джазовой импровизации», и о чем бы герои ни говорили, диалог всегда получается о театре. Потому что все выступающие посвящают театру свою жизнь.Также ведущая традиционно представляет каждого героя парой слов. На этот раз ее голос звучал особенно мягко и слова были, как никогда полны тепла: «Качаловский театр - первый и последний в жизни этого актера. Для него не было других театров. Его любит и знает не одно поколение. Это актер, который остается интересным во все времена актерам, зрителям и режиссерам. Я завидую зрителям сегодня, потому что они получат необычайно интересную беседу». На этот раз вести диалог со зрителями предстояло любимцу публики - народному артисту России и Татарстана, лауреату гос.премии РТ им.Г.Тукая – Геннадию Николаевичу Прыткову. Актера зрители встретили стоя и аплодисментами. Прытков, выйдя на сцену, признался, что очень волнуется. В его словах и легкой суетливости движений проявлялось смущение, и от этого чувствовалась искренность героя. Поэтому зритель с большим удовольствием и вниманием ловил каждую фразу Геннадия Николаевича, от души смеясь над казусами его жизни и сопереживая волнительным моментам. Между зал и рассказчиком чувствовалась по-особому теплая и дружественная связь, которая возникла с первой минуты встречи. Первой темой для разговора, разумеется, стал вопрос: «Как все начиналось?», под которым подразумевалась актерская карьера Прыткова. По словам актера, в этом оказалась «повинна» его школьная учительница литературы. Она часто ставила школьные театральные постановки с участием своих учеников, и именно тогда Прытков загорелся идеей поступать в театральное училище. Но его мать была категорически против. Это было связано с тяжелой ситуацией в семье Геннадия. Отца он никогда не видел: родители разошлись еще до его рождения. Мать хотела для сына серьезную профессию и мечтала, чтобы Геннадий изучал азбуку Морзе и стал связистом. Именно поэтому будущий актер скрыл от матери тот факт, что помимо техникума подал документы в театральное училище. О вступительном экзамене в театральное актер («уже не первый в раз») рассказывает удивительно комичную историю: «Я читал Мусу Джалиля. И так, что слюни летели изо рта. Моя экспрессивность вызвала смех у комиссии. Далее мне предложили сыграть этюды, после которых также последовал взрыв хохота. Потом меня попросили спеть – реакция та же. И в конце комиссия пообещала взять меня, если я станцую. Хотя ни петь, ни танцевать я не умел. Зато меня не обманули, и на следующий день после экзамена я нашел свое имя в списке поступивших». Тогда-то Прыткову и пришлось признаться матери. Но она злилась недолго. Она смирилась с его профессией после того, как Геннадий рассказал маме, что в театре зимой работает центральное отопление и там очень тепло. - Однажды, после очередного выступления, за кулисы прошла женщина в возрасте. В ней я узнал свою школьную учительницу литературы. «Вот видишь, я же не ошиблась», - улыбаясь, произнесла она, - вспоминает актер. По его словам, ему всю жизнь везло на хороших и красивых женщин-друзей. Именно женщины повлияли на ключевые моменты его жизни. Актер поступил в училище на вечернее отделение, так как днем он работал на заводе. Но почему-то начальство на него взъелось и не хотело отпускать на сессию. И тогда целый цех, который состоял из 30-ти женщин, пошел просить начальника отпустить Геннадия. Женщины пообещали целый месяц работать за него. В завершении этой истории Прытков произнес: «Мужчины, дружите с женщинами!», - вызвав в зале очередные аплодисменты и улыбки на женских лицах. Вспоминая свое обучение, Геннадий Прытков рассказал о своих преподавателях – Вере Иосифовне Улик и Ефиме Александровиче Каменецком. Несмотря на то, что преподаватели сильно отличались друг от друга по характеру и манере преподавания, они оба оказали огромное влияние на актера: «Вера Иосифовна была яркая женщина. Она из нас палкой выбивала изображение чувств и страстей, а Ефим Александрович, наоборот, был человеком очень мягкой и спокойной натуры». После дипломного спектакля «Два товарища» по Войновичу актер получил приглашение В.М.Павловой на работу в Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова. С тех пор, а именно с 1968 года, Прытков работает здесь. Многие годы Геннадий Прытков работал в группе Виталия Михайловича Миллера. Актер говорит о том, что до прихода Александра Яковлевича Славутского в Качаловском театре творились страшные вещи: «Это было время дестабилизации внутреннего состояния. Театр был полон своеобразных «группировок». Актеры «расталкивали друг-друга локтями», дело доходило практически до крови и драк. С приходом Славутского настало время спокойствия. Теперь актеры стали думать о том, как хорошо сыграть роль, а не как выжить в театре». Помимо театра, актер занимается литературной деятельностью – он записывает свои истории и публикует их на своих страницах в социальных сетях. «До сих пор не понимаю, зачем я это делаю», - смущенно пожимает плечами Прытков. На предыдущих встречах герои с большим удовольствием рассказывали о своих спутницах жизни. Не обошел стороной этот вопрос и Геннадия Николаевича. Но говорить об этом актер не очень хотел: «Все-таки для меня мой дом – это моя семья. В театре – больше товарищество. Однажды моя студентка спросила у меня, почему я никогда не пишу об Ирине Игоревне. Я ей многим обязан. Но о ней я никогда не буду говорить откровенно – ведь это больше, чем слова». Помимо актерской и литературной деятельности, артист обожает путешествовать. Вместе со своей женой они побывали почти во всех странах Европы, а в последние годы стали осваивать и другие континенты земного шара. По словам ведущей, находясь на гастролях, Прытков успевает обойти многие музеи. Во всех, даже очень маленьких городах, актер находит, что посмотреть. «Я везде ищу музеи современного искусства. Раньше я любил классику, но благодаря своей подруге, я полюбил современное искусство. Современное искусство сильно изменяет сознание. Ты начинаешь существовать отдельно от общей массы, по-другому начинаешь мыслить и жить», - делится с залом Геннадий. Пробовал актер себя и в роли режиссера, организовав «Театр 99». Данный театр просуществовал четыре года, поставив четыре спектакля. Однако после этого Прытков больше не заниматься режиссурой. «Я больше актер», - считает он. Завершилась встреча также тепло – зрители наперебой задавали вопросы любимому актеру, дарили цветы, а некоторые из них подошли лично выразить свою благодарность и задать интересующие вопросы «тет-а-тет». Автор - Алиса Маркелова

«Больше, чем слова»: разговор по душам с актером Геннадием Прытковым
© Эксперт Татарстан