Войти в почту

Нас ожидает ад

Спектакли международного фестиваля NET («Новый европейский театр»), что откроется в Москве 17 ноября и продлится до 6 декабря, можно будет увидеть не только в театре Наций, но и на вокзалах, в старинном особняке и в выставочных пространствах. В небольшой московский особняк — дом Дашкова — на ближайший год вселяются герои ибсеновской пьесы «Привидения». Классик в этой пьесе обличал лицемерную буржуазную мораль — ну, как полагается: почивший достойный гражданин оказывается развратным гадом, его сын с рождения болен из-за вольного образа жизни отца, мать семейства страдает, религия ее не утешает — в общем, чрезвычайно нерадостная история. Персонажей этой пьесы американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти и определяют на жительство в Дашков дом в спектакле «Вернувшиеся» (что принадлежит московской театральной компании YBW). Вот только в особняке нас будут ждать не уютные кресла, из которых мы будем смотреть на чужие несчастья, а ходы и закоулочки, по которым нам предложат бродить. События спектакля — внушенные ибсеновской пьесой, но вовсе не ограниченные ею — будут происходить на расстоянии вытянутой руки; от нас буквально потребуют со-действия и со-чувствия. Выбирать маршрут зритель будет сам — то есть для каждого путешествующего предназначено свое театральное испытание (рассчитанное, судя по расписанию сеансов, примерно на три часа). На пресс-конференции фестиваля NET, в рамках которого Москве будет 27 ноября предъявлена премьера «Вернувшихся», режиссер Виктор Карина сообщил, что Дашков дом обставят как особняк викторианской эпохи, причем чрезвычайно тщательно, «как в кино». В Москве эту «бродилка» сыграют 50 раз — а следующей осенью проект переедет в Нью-Йорк. Из авторов множества спектаклей, что привозит в этом году фестиваль NET, лишь Карина был удостоен чести присутствия на пресс-конференции — и это не случайно. «Вернувшиеся» — знаковый проект для NET: существующий с 1998 года фестиваль поначалу лишь привозил радикальные зарубежные спектакли, теперь же и в России подросли актеры, готовые участвовать в таких проектах, и продюсеры, готовые в такие проекты вкладываться. NET, вообще-то, для этого и задумывался — чтобы наш театральный народ смотрел на то, как можно работать вне «системы Станиславского» и пускался в эксперименты. Фестиваль чрезвычайно много сделал для развития театрального искусства в России, несмотря на то что поддержкой государственных структур NET не пользуется. Да, европейский и американский театр уже примерно полвека осваивает места, ничем не схожие с привычными зрительными залами. Site-specific theatre, театр, предлагающий зрителям мчаться по лесам и прятаться от преследователей вместе с актрисой, изображающей беглую рабыню, что пробирается с помощью добрых людей с Юга на Север, или хотя бы наблюдать за артистами балета, путешествующими по стене небоскреба, привычен нам и знаком. У нас театральный люд до недавних пор крайне редко выходил из бархатных залов — может быть, конечно, и потому, что у нас климат такой: не всегда хочется выходить на улицу. Но движение ширится, и за этим движением следит фестиваль NET, и фиксирует успехи, и привозит в Москву. В этом году артистов примет не только дом Дашкова. «Тибетская книга мертвых» — придуманный Василием Березиным перформанс «о том, что ждет нас всех после смерти» будет играться в заброшенном депо Курского вокзала (судя по выбранному месту, всех ожидает ад; причем в аду будет холодно — зрителей особо просят одеваться потеплее). На Ленинградском вокзале можно будет увидеть спектакль Константина Учителя «Разговоры беженцев» по пьесе Бертольта Брехта, которая никогда ранее не ставилась в России. Действие пьесы происходит на Центральном вокзале Хельсинки; два немецких беженца времен Второй мировой войны говорят о мировых проблемах и о бытовых мелочах, но время и национальность героев не принципиальны, пьеса актуальна и в других временах и пространствах. Вошли в программу NET и недавние премьеры театра Наций («Дыхание») и Электротеатра («Золотой осел») — они были выбраны арт-директорами фестиваля (Мариной Давыдовой и Романом Должанским), поскольку ни в чем не уступают самым ярким зарубежным премьерам. Но, как бы ни развивался отечественный театр, NET не забывает привозить и театр иноземный: и английские «Праздники будущего», где актер и актриса пытаются представить себе, как будет устроена жизнь в «прекрасном далеко» (люди просто стоят на сцене и разговаривают; зрителя втягивает в спектакль так, как диалог соседей в купе, который он вроде бы и слушать не хотел, а теперь хочет вмешаться и стесняется этого), и французский Gala, где радикальный хореограф Жером Бель осознанно поставил спектакль для артистов-любителей, не способных похвастаться совершенной танцевальной выучкой — и так затеял разговор о ценности любой человеческой личности, а не только той, что была вымуштрована в художественных учебных заведениях. Израильский хореограф Ясмин Годдер представит одноактовку Climax (Израиль — одна из главных стран современного танца, концентрация фантастически выученных артистов там равна разве что концентрации божественных зубных врачей), а итальянский режиссер Пиппо Дельбоно, по просьбе своей матери поставивший спектакль на религиозную тему (Vangelo), вводит в этот спектакль переживших недавнюю войну хорватских актеров и видеокадры с сегодняшними сирийскими беженцами. Понятно, что театр, который привозит NET, — театр, что жаждет и требует дискуссии, анализа и рассуждения. Поэтому в Боярских палатах на Страстном бульваре с 20 по 27 ноября будет работать фестивальный клуб, где можно не только послушать музыку и посмотреть документальное кино, но и всласть сцепиться в спорах о том, что хорошо и что плохо, что можно и чего нельзя и что такое театр вообще, как его смотреть и как его делать. И это тоже — важная и захватывающая часть работы фестиваля по развитию отечественного театра.

Нас ожидает ад
© Lenta.ru