Евразийские гастроли «Легенды Сахатеатра», посвященные 110-летнему юбилею Саха академического театра, продолжаются в столице России. 11 ноября на сцене Малого театра на Ордынке состоялся показ спектакля «Желанный берег…» по Чингизу Айтматову в постановке Народного артиста России Андрея Борисова. Перед спектаклем полный зрительный зал приветствовал аксакал театра и кино – народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России Юрий Соломин: «Саха театр Якутии является образцом синтеза русской актерской школы и национальных традиций. Сегодняшняя наша встреча – особенная. С далекого 1952 года Якутия стала направлять талантливых ребят в старейшее театральное учебное заведение – Щепкинское училище. С тех пор прошло полвека, и Саха театр имеет сегодня в своем составе 5 выпусков прославленной «Щепки». Мы, Малый театр и Саха театр, навсегда связаны одной историей. Гордимся тем, что наши однокурсники, последующие поколения «щепкинцев» достойно продолжают путь русской актерской школы, которая, к сожалению, далеко не во всех театрах России жива. Более того, Саха театр обогатил эту школу своими национальными корнями, культурой. Это достойно уважения, это бесконечно интересно и гениально. Например, «Короля Лира» Шекспира в постановке якутского театра, я считаю образцом и за современную театральную историю страны спектакля лучше по Шекспиру я не видел». Режиссер и художественный руководитель Саха театра Андрей Борисов отметил значимость завершения масштабных Евразийских гастролей на сцене Малого театра России. «Для нас Малый – это практически родной дом. Мы студентами учились рядом в легендарной «Щепке», театральная жизнь началась с посещения Малого… Сегодня для меня и всей труппы – ответственный день, в зале сидят глубоко уважаемые нами педагоги-носители великой русской театральной школы, за которую надо бороться в том числе и на сценах национальных театров. Поэтому этот спектакль – некий экзамен нескольких поколений якутских «щепкинцев» перед нашими педагогами и зрителями», — заявил он. Коллектив одного из крупнейших национальных театров страны — Государственного Саха академического театра им. П.Ойунского — с юбилейными гастролями приветствовал министр культуры России Владимир Мединский. В направленном коллективу поздравлении глава Минкультуры отметил, что Якутия – регион с сильными театральными традициями, с собственной национальной театральной историей, который и в современности занимает достойное место в мировом культурном пространстве. «Особо подчеркну вклад в развитие театра народного артиста РФ, лауреата Государственных премий СССР, России и Якутии, режиссера Андрея Борисова и заслуженного деятеля искусств Якутии Сергея Потапова», — написал министр. Символично, что первым спектаклем для москвичей стал «Желанный берег…». На протяжении десятилетий именно в этой постановке несколько поколений якутских «щепкинцев», сменяя друг друга, были вовлечены в постановку. Так, тридцать с лишним лет назад исполнивший главную роль – мальчика Кириски, тогда еще выпускник Щепкинского училища Ефим Степанов, ныне — заслуженный артист России и народный артист Якутии — перед публикой выступает в роли старика Органа. Таким образом, спектакль явил собой театральному искусству Якутии постановку, вобравшую в себя мастерство, профессионализм и традиции русской театральной школы нескольких поколений артистов. Где бы спектакль не ставился – в Якутии и за пределами, его неизменно преследует успех. Федеральный телеканал «Культура» перед показом спектакля в Малом, задал уже ставший традиционным вопрос – в чем же заключается секрет такого неугасающего десятилетиями успеха постановки. Андрей Борисов объясняет этот феномен следующими словами: «В «Желанном береге» поднимаются такие темы, которые всегда актуальны для человечества: все мы в одной лодке и у нас одна семья, одна цель». После показа столичные зрители спешили поделиться впечатлениями от увиденного. Галия Даниева, зритель: «Спектакль очень понравился, затронул все струны души. Мы плакали, горевали, смеялись, переживали вместе с актерами на сцене. Это просто волшебство – оказываешься наедине с ними там, в открытом море, один на один с проблемами. Отличный способ отстраниться от обыденности и глубоко окунуться в некую абстракцию, пофилософствовать о жизни «извне». Хочу отметить синхронный перевод, который сделан на первоклассном профессиональном уровне, никаких барьеров в понимании мы не ощутили, очень красивый, художественный текст». Юлия Жданова, зритель: «Я человек не из сферы культуры, финансист по профессии, но большой любитель театра. Узнав, что приедет экзотичный Саха театр в Малый, без раздумья приобрела билеты, сегодня впервые увидела игру якутских актеров. Меня потрясла сценография, впечатляюще лодка плывет, море волнуется и зритель реально плывет вместе с героями на этой волшебной лодке. Актеры – профессионалы высшего класса, притом они отличаются от других театральных коллективов самобытностью, энергетикой и душевностью. Атмосфера у театра Якутии просто волшебная — аутентичность, сокровенность. Я нахожусь в самом лучшем смысле этого слова – в медитации. Такого я не ощущала еще нигде». В восторге от увиденного спектакля и профессиональное сообщество театрального искусства Москвы. Театральный критик, главный редактор двух журналов Союза театральных деятелей «Иные берега», «Страстной бульвар, 10», кандидат филологических наук Наталья Старосельская: «Спектакль «Желанный берег» видела 4-5 раз, в первый раз – 35 лет назад. Но труппа Саха театра сегодня совершенно по-иному, с другой и очень интересной стороны преподнесла нам постановку. Этот спектакль действительно из категории «вечной классики» и на всю жизнь. Андрей Борисов этим спектаклем, — и не только, доказал всем, что он без преувеличения режиссер мирового уровня. Он и его театр несут миру главное: внедрение национальной культуры в мировое пространство. И делают это прекрасно, гениально — несколько поколений легендарной Щепкинской русской школы театрального искусства несут зрителям классику в синтезе с национальными традициями. Я спрашиваю себя: «Неужели Андрей Саввич видел этот путь еще тогда, несколько десятков лет назад?…». Сегодня я открыла для себя еще одну уникальность якутской культуры: якутский язык сам по себе на бытовом уровне звучит несколько грубовато, а вот выходит на сцену Айаал Аммосов и из его уст прекрасный якутский язык звучит как поэма! И даже хочется убрать наушники, не смотреть на титры – а как можно подольше насладиться этим поэмным звучанием. Безусловно, это высочайший уровень и режиссера, и актера». 1 из 3