«Дама Пик» Россия, реж. Павел Лунгин, в ролях: Иван Янковский, Ксения Раппопорт, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов, Владимир Симонов, Беник Аракелян, Наталья Коляканова, Алексей Колган, Дмитрий Куличков. Страница фильма Явно неуравновешенный молодой человек стоит под дождём с пистолетом в руках. Его сходство со сбежавшим из лечебницы психом подтверждают преследователи, почти ласково констатирующие, что бежать ему больше некуда. Перемотав действие на три месяца назад, герой поясняет, что ещё недавно он служил в оперном театре и очень хотел исполнить партию Германна в новой постановке «Пиковой дамы» — её как раз затеяла великая София Майер, лучшее меццо-сопрано нашего времени, которую сравнивают с Марией Каллас и которая вернулась на родину после двадцати семи лет творческой эмиграции. Но открытого прослушивания примадонна не устроила, сразу отдав заветную роль худруку театра — вероятнее всего, по существовавшей заранее договорённости. Андрею, который своим голосом способен разбить электрическую лампочку, такой расклад не нравится — и он намерен добиться своего, разбив заодно даже Луну. Трейлер фильма «Дама Пик» Решив, видимо, что выполненная в соответствии с историческими реалиями экранизация «Пиковой дамы» — одновременно и повести Пушкина, и оперы Чайковского — не заинтересовала бы сегодняшнего зрителя в той мере, каковой она бы заслуживала, режиссёр Павел Лунгин применил к ней пару сценарных ходов, которые давно и неплохо уже показали себя на практике. Во-первых, он перенёс действие в современные нам дни (как это у нас ранее было сделано, допустим, с «Дубровским» или «Кармен»). Во-вторых, позволил вариациям хорошо знакомого сюжета сосуществовать как в театральной, так и в «реальной» плоскостях, вплотную при этом пересекаясь друг с другом (тут можно вспомнить ту же «Кармен», но уже испанскую, 1983-го года, или чешских «Карамазовых»). В довершении всего Лунгин снабдил картину собственными представлениями о прекрасном (передав, например, зачем-то привет «Охотнику на оленей») и, чтобы избежать нареканий со стороны ценителей классики, чьи чувства могли бы быть его действиями оскорблены, поменял заголовок с «Пиковой дамы» на «Даму Пик»: вроде бы то, да не то, как будто похоже — но в то же время «своё». Назвать получившееся удачей можно с большой долей сомнения, разве что из уважения к заявленным в титрах именам. Но если честно и открыто, данный фильм — очередной провал хорошего, но крайне неровного режиссёра. Лунгин в свои 67 лет безусловно заслуживает того, чтобы проходить по разряду отечественных классиков, однако следует учесть, что самые признанные его работы («Такси-блюз», «Олигарх», «Остров») соседствуют с картинами довольно сомнительного качества («Ветка сирени», «Дирижёр», «Родина») — и последние в последнее время преобладают. Оставляя за художником право на высказывание, не следует всё же автоматически приравнивать каждый новый акт его самовыражения к шедевру — подобная оценка со сбившимися критериями может быть чревата как для самого автора (который останется искренне убеждённым в собственном величии), так и для всего кинопроцесса (который может воспринять этот «успех» в качестве некоего ориентира). «Дама Пик» несовершенна, и в первую очередь потому, что величественный замысел тонет здесь из-за неубедительности воплощения. «Мы же простые ребята, у нас ни денег, ни родственников», — доказывает свою душевную близость с Германном артист, носящий фамилию Янковский. Не хочется, конечно, оспаривать его талантов, тем более что и в кино, и в театре довольно быстро становится понятно, кто здесь за отца и за деда, а кто — сам за себя. И тем не менее, концептуальность нарушена: коли уж Лунгин хотел показать, как роль может завладеть своим исполнителем, ему стоило брать совсем неизвестного артиста (к тому же Янковский тут отчего-то больно похож на Паля, что также порождает весьма неприятный эффект). Рушится применительно к современности и вся линия с тройкой-семёркой-тузом, в которую можно было поверить исключительно в рамках классического произведения. Здесь тоже есть казино (подпольное, глава попечительского совета театра прячет его в подсобках столичного супермаркета) и тоже есть 47 тысяч (но уже долларов). «Германн в третий раз проиграл», — напоминает Андрею София, но он, зная все обстоятельства того дела, как раз абсолютно уверен, что выиграет. И для большего шика хочет взять с богача даже не пушкинские 376 тысяч, а весь миллион — для чего в сюжет вводится прикрывающийся автосервисом армянский криминалитет. Решающая игра проходит аккурат в день оперной премьеры — и герой по какой-то нелепости убеждён, что именно победа, а не поражение окончательно сблизит его с заветной ролью. Если Андрею, чтобы обрести уникальный голос, понадобилось провести восемь минут в состоянии клинической смерти, то людям без его проблем и тараканов странно было даже браться за воплощение столь бурного и противоречивого характера. «Крутите!» — кричит он крупье, не видя, что рулетка и без того уже крутится. Точно также и сами создатели фильма словно не видят того количества логических несоответствий, что предлагает нам на веру сценарий картины. Хотя о какой логике может идти речь, коли мозг главного героя воспалён будоражащей его идеей — одним этим тут можно объяснить всё, что захочешь. Лиза, племянница Софии, изначально не скрывает, что ненавидит её, но, получив роль, вроде как смиряется со своим положением; потом снова начинает ненавидеть. Мария Курденевич — едва ли не лучшее, что есть в этом фильме (её даже смело можно назвать «открытием»), но амплитуда предложенного ей образа выглядит по меньшей мере странно. Поэтому единственной по-настоящему интересной актёрской работой картина обязана не ей, а тому (поди найди его имя в быстрых финальных титрах!), кто отчаянно и рьяно перевоплотился в соперника Андрея при смертельной игре в «русскую рулетку». Все остальные, включая Ксению Раппопорт и исключая, быть может, демонического Игоря Миркурбанова, не предлагают зрителю ровным счётом ничего нового, широко раскрывая рты под чужую фонограмму. Трактуя «Пиковую даму», София говорит, что в первую очередь «это история про деньги, про то, что волнует нас больше всего на свете», а уж затем — ещё про страсть и про секс. Надо думать, что все основные создатели «Дамы Пик» — люди вполне обеспеченные и в жизненном плане устойчивые, потому как про деньги тут рассказано прохладно, а про страсть и секс — и того холоднее. Как София возит по миру ростовые куклы, облачённые в её сценические костюмы (и герой в какой-то момент путает приму с манекеном), так и Лунгин показал нам не фильм, а подобие фильма — красиво разряженное, но недвижимое, скорее мёртвое, чем живое.