Эл Ванденберг поймал в объектив настроение Лондона
Выставку американского фотографа Эла Ванденберга в Мультимедиа Арт Музее свернут 13 ноября. Уже месяц она доказывает, что качественный кадр может не содержать иронии, критики, концептуализма, рефлексии или весомой литературной теории. Без этого обходятся и нисколько не проигрывают портреты, снятые «в один прекрасный день» господином Ванденбергом. Вы можете знать его по созданию нашумевшей обложки к альбому «Битлз» «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Авторитетный журнал Rolling Stone и британские любители музыки ставят ее в ряд лучших обложек музыкальных альбомов. Чтобы дожить до таких похвал, Ванденбергу пришлось долго учиться в Нью-Йорке у звезд мировой фотографии — Ричарда Аведона, Алексея Бродовича, Брюса Дэвидсона. Но коммерческий успех быстро наскучил мастеру, и он переехал из США в Лондон. Там бродил по улицам в поиске ярких, раскрепощенных людей и снимал их, следуя принципу: «Я фотографирую в хорошие дни, когда у меня есть настроение, и у моих героев тоже». Видимо, в туманном Альбионе хороших дней по меркам Ванденберга выдается много, раз он нащелкал сотенную галерею черно-белых портретов. С нескольких десятков, привезенных в Москву, на нас в упор глядят неформальные, чуждые условностям люди. Кореец в кроличьей шубе держит пачку бумажек и ухмыляется, как будто у него в руках план захвата мира, о котором знает он один. Дамы с прическами Boney M хихикают в камеру, наверное, над фотографом. Хиппи, улыбаясь, жмурятся от солнца. Конопатая блондинка с нахальным взглядом хвастается кассетным магнитофоном. — Ванденберг видит все это искренними и внимательными глазами, — отмечает главный куратор лондонского музея Виктории и Альберта Мартин Барнес. — Он обладает чутким пониманием персонажа независимо от его социального положения и культурных особенностей. С 1975 года фотограф работал над проектом «В один прекрасный день» в течение пяти лет. Исходил за это время Лондон вдоль и поперек, виртуозно схватывая стиль, настроение и интонации города. А их тогда определяли такие личности, как бас-гитарист рок-группы Motorhead Лемми Килмистер и эпатажная актриса, модель Джордан (Памела Роук), работавшая с Вивьен Вествуд. Вспоминая эти годы, Эл Ванденберг восклицает: «Мы чувствовали, что молодость — великое время. Для любви, надежды, мечтаний, большого творческого потенциала. Время вдали от дома, от родителей. Время творить свободу и чувствовать, что ты можешь быть кем угодно и делать что угодно. Будущее тогда выглядело положительным». Стратегический партнер музея: Ahmad Tea в России.