Почти все премии балетных танцовщиков пришлось поделить
6 золотых, 7 серебряных и 7 бронзовых медалей – таков итог главного национального балетного соревнования нашей страны - «Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов». В этом году конкурс проходил, наверное, по самой важной номинации: «Артисты балета». К сожалению, уровень участников допущенных к конкурсу на второй тур (первый просматривался жюри по записям) был не слишком высокий. Причем не обладающие хорошей технической выучкой конкурсанты, зачастую норовят взять в свой репертуар технически сложные номера. А уж про чувство стиля и образа можно просто позабыть. Что касается самих лауреатов, то их имена были во многом предсказуемы, поскольку успели «засветиться» на многих других конкурсах. Например, талант такого прекрасного танцовщика как Юрий Кудрявцев известен тысячам любителям балета не только по участию в многочисленных российских и международных соревнованиях, но и по съемкам в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура». Хотя были на Всероссийском конкурсе и несомненные открытия. Так первую премию в старшей группе среди мужчин завоевал никогда ранее не участвовавший в конкурсах Никита Ксенофонтов представлявший Новосибирский академический театр оперы и балета (140 тыс. рублей он разделил с Сарэлом Афанасьевым из театра Станиславского), буквально поразивший всех своим бьющим через край темпераментом и эмоциональной актерской игрой в pas d`esclave из балета «Корсар». - Я, конечно, надеялся на какую-то премию, но совершенно не ожидал, что это будет именно золото – говорит мне перед церемонией награждения артист. - И это конечно очень приятно. Но еще более важно, что я пообщался здесь с новыми интересными людьми, увидел уровень других ребят и заявил о себе – вот это, наверное, цель конкурса. Еще одним открытием конкурса стала пара из театра Сац – точеная Анна Маркова (золото в старшей группе) и обладатель красивейших ног Иван Титов (серебро в старшей группе). Видел я этих танцовщиков и на других соревнованиях, но на сцене родного театра был их звездный час. Разумеется, выступали эти исполнители на конкурсе не без помарок, но такое органичное единство, нюансировку, прочувствованность и понимание образа, какое они показали в па-де-де из балета «Жизель» или исполняя современный номер «Эдит и Марсель» на известную песню Эдит Пиаф (хореография М. Акилькиной), смотреть приходится не часто. Отлично отработала на конкурсе и другая представительница труппы Сац и, недавняя выпускница хореографического училища при театре танца «Гжель» Варвара Серова, удостоенная серебряной медали. «Предательство Вирджинии Вульф» исполненное этой танцовщицей не осталось незамеченным, и автор этого номера - талантливый молодой хореограф из той же труппы Нина Мадан стала лауреатом, получив спец-приз «За лучшую хореографию». Артист «Кремлевского балета» Марат Нафиков (бронзу и 60 тыс. рублей он разделил с Артемом Пугачевым, представлявшим Астрахань) хорошо прозвучал в современном номере «Изгнанник», поставленном так же «кремлевцем» Никитой Ивановым. На общем унылом фоне остроумная хореография этого балетмейстера (отмеченная спец-призом «За лучшую хореографию» в 45 тыс. рублей) выделялась особенно ярко. Московсковская академия хореографии (МГАХ) и московское хореографического училище при театре танца «Гжель» лидировали среди учебных заведений в младшей группе. Выпустив 7 лет назад нынешнего премьера Большого театра Дениса Родькина «Гжель» и сегодня набирает обороты, поставляя на балетный рынок качественных танцовщиц и танцовщиков. Отличную выучку показали на этом конкурсе две ученицы этого учебного заведения Клявлина Екатерина (45 тыс рублей и серебро в младшей группе Екатерина разделила с Дианой Егоровой из Воронежа) и Лазарева Алеся (30 тыс. рублей и бронзу в младшей группе разделила с Анной Григорьевой из Перми). К сожалению, в число лауреатов не попала третьекурсница «Гжели» Ирина Захарова. Получившая травму прямо во время исполнения вариации из балета «Жизель» на заключительном третьем туре самая красивая по линиям среди участниц младшей группы конкурсантка стала лишь дипломанткой. Хороши были и лауреаты у юношей. Все они либо ученики, либо выпускники МГАХ. Первую премию тут присудили Денису Захарову, при этом особо отметили на конкурсе и труды его педагога Дениса Медведева, наградив последнего спец-призом «За успешную подготовку участника конкурса в младшей группе». Лауреатом второй премии на конкурсе оказался единственный представитель Большого театра 18-летний Илья Владимиров, а третью премию получил обоятельный Григорий Иконников (педагог Сергей Орехов). Ну а проблемы на этом конкурсе были, по сути те же самые, что и всегда… Как и прежде удивляла буквально поголовная (за редким исключением) безграмотность участников соревнования и их педагогов… Так Pas d`esclave из балета «Корсар», почти повсеместно приписывается авторство композитора Адана, хотя в действительности сочинил музыку для этого вставного фрагмента к балету Адана принц Петр Ольденбургский, а женскую вариацию Риккардо Дриго. То же самое и с па-де-де из этого балета: adagio, вариацию Медоры и коду к нему сочинил тот же Дриго, а вариацию Конрада Юлий Гербер. Да, что музыка… Некоторые ухитряются даже неправильно заявлять авторов хореографии, которую исполняют. Не говорю о таких «изысках», как тоже па-де-де из «Корсара», постоянно приписываемое Мариусу Петипа… Ведь под именем Петипа, тут явно таится коллективный автор (к хореографии так называемой «вариации раба», как и всего па-де-де тут в разное время приложились и Самуил Андрианов, и Александр Чекрыгин, и Вахтанг Чабукиани). Зачастую хореографией Петипа многие называют буквально все, что попадает им «под руку» (точнее «под ногу»), даже хореографию из балета «Павильон Армиды», которая в действительности принадлежит (и это проходят на уроках «Истории хореографического искусства» в школе) Михиаилу Фокину. А ведь за это снимаются балы. Благо, что часто сами члены жюри об этом столь же мало осведомлены, как и участники. - Появились несколько имен, за которыми, я считаю, надо следить – рассказывает, подводя для МК итоги соревнования, член жюри, главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский. - Вот, например, Денис Захаров… Он еще предвыпускик Московской школы, но совершенно явно растущая звезда… А вообще, мне приятно было работать в этом жюри. Редко встретишь такое единодушие, но вместе с тем очень профессиональный подход к оценке не только трюковой части, но и исполнительского мастерства, стиля. Поэтому радостно, что два таких замечательных педагога как Денис Медведев и Жанна Богородицкая получили заслуженные награды. - Как вы считаете, общий уровень у конкурса в этом году был высокий? - Звезд, особенно по старшей группе, я не видел. Вообще в ней ситуация возникла более сложная, потому что было много неплохих девушек и ребят, но все - приблизительно одинакового уровня. Кто-то вырвался вперед… Все-таки это конкурс… В старшей группе была часть исполнителей, причем и у девушек, и у юношей, которые в общем достаточно одинаково подошли к финалу. Поэтому как результат - деление премий. Настолько они были близки по очкам и по качеству исполнения… Ну а вообще для меня всегда это не просто конкурс, но такой фестиваль танца, где есть место для встречи профессионалов, когда мы можем действительно посмотреть, что имеем на сегодня, и куда идем дальше.