Мертвые сраму не имут
Автор художественного произведения — фильма ли, картины или романа — волен делать со своими героями все что угодно. Посылать в космос, спускать в преисподнюю, укладывать в постель с кем попало и продавать их души хоть дьяволу, а тела — хоть ученым на опыты. Есть только одно железное ограничение: речь идет о героях вымышленных, рожденных творческим воображением художника. И совсем другое дело — вошедшие в историю реальные, некогда жившие люди.Никто, конечно же, не требует механического перенесения на экран исторических событий. Это действительно малоинтересно. Всегда хочется нового взгляда, интерпретации, объяснения психологии и мотивов действий героев. Прекрасный романист и тонкий знаток истории Юрий Тынянов формулировал свой творческий метод так: он начинал писать там, где кончался архивный документ. Но сегодня авторы иных «фэнтези» про великих людей лабают «шедевры» без всякой оглядки на то, что происходило в действительности. Вот сериальная Людмила Зыкина теряет голос после смерти матери — телемашина выжимания зрительских слез работает на полных оборотах. Вот смазливый атлет с чувственными глазищами на пол-лица женится на первой встречной после двухминутного пустого разговора. Это Василий Иванович Чапаев, тот самый легендарный начдив. А про экранную личную жизнь «великих» можно вообще не вспоминать. Режиссеры воплощают самые смелые фантазии сценаристов. Ведь развесистая клюква на «историческом» материале пользуется успехом у неискушенного знанием истории зрителя. Все это делается в надежде оторвать от легенды свой кусочек славы, любыми способами завлечь зрителя. А затем монетизировать зрительский интерес. Причем без всякого риска. Ведь мертвые, как известно, сраму не имут. И судебный иск не вчинят. На то и расчет. Часто приходится слышать, что такие фривольные псевдоисторические книги и фильмы даже полезны, особенно для подрастающего поколения. Дескать, для популяризации истории, науки, литературы все средства хороши. Главное — пробудить интерес. Аргумент небесспорный. Чаще всего «образование» заканчивается с выключением телевизора. Да и чему, скажите, может научить безответственное вранье? Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
