Вальдорфовская школа в Воронеже оказалась под угрозой закрытия

Негосударственная общеобразовательная школа «Радуга» — единственная в Воронежской области, где применяются принципы вальдорфовской педагогике — оказалась под угрозой закрытия, сообщает корреспондент ИА REGNUM. 10 ноября суд должен рассмотреть иск о сносе электроподстанции, снабжающей здание школы, полученное в 2014 году, электроэнергией. Дело в том, что подстанция размещена на территории, находящейся в частной собственности, иск о демонтаже подал владелец участка. Однако, подчеркивают родители учеников школы, демонтаж станции приведет к необходимости закрыть и школу: здание останется без электричества, водоснабжения и теплоснабжения. Родители учеников школы разместили петицию на платформе change.org. По заявлению авторов петиции, это уже не первая попытка избавиться от соседства со школой владельцев коттеджного поселка, расположенного по соседству: «Бесконечные обращения в инстанции с требованиями санкций и проверок. Порча имущества «неизвестными лицами». Дорога к школе была перегорожена шлагбаумом. За подключение к газу (по сути, за то, чтобы просто открыть кран) была затребована непомерная сумма (из-за этого школа должна отапливаться соляркой, а из-за перекрытого подъезда канистры приходится таскать на себе — в морозы до полутонны в день). Лица криминального вида начали наведываться в школу с недвусмысленными вопросами и пророчествами. В октябре 2016 года в Новоусманском суде была отбита попытка рейдерского захвата. Но 10 ноября 2016 в том же Новоусманском суде у школы не будет шансов против крючкотворного требования демонтировать электрическую подстанцию», — говорится в заявлении. По мнению авторов петиции, поводом к конфликту стала ошибка при межевании, «в результате которого вне участка, относящегося к зданию, оказались и эта подстанция, и скважина, и даже часть земли под зданием! Не говоря уже о том, что при межевании не был оставлен ни земельный пояс для обслуживания здания, ни проезд, связывающий здание с дорогой общего пользования, которая расположена в паре десятков метров от него. Школа же в момент покупки здания была уверена в чистоте сделки, т.к. третьей стороной выступал Сбербанк, у которого здание было в залоге». «Мы не видим полноценной замены школе «Радуга», тем более что у многих из нас есть печальный опыт обучения в обычных школах, несмотря на развитие в городе программы инклюзивного образования. Поэтому мы обращаемся к нашим властям с просьбой защитить и поддержать эту уникальную школу. Мы опасаемся, что из-за сложности, запутанности и, возможно, несовершенства земельного законодательства судебная власть не сможет защитить нашу школу, и торжество «буквы закона» может вылиться в прекращение учебной работы», — говорится в тексте петиции. За четыре дня, с момента размещения петиции, ее подписали почти 1,7 тыс. человек. После того, как будут собраны 2,5 тыс. подписей, петицию передадут в адрес губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, прокурора области Николая Шишкина и директора ФГБУ «ФКП Росреестра» Игоря Маслова. Негосударственная общеобразовательная школа «Радуга» существует в Воронеже уже более 20 лет. Именно в начале 1990-х в России появились школы, в которых применялась так называемая вальдорфовская педагогика, возникшая в начале XX века на основе выделившегося из религиозно-мистического учения австрийского оккультиста Рудольфа Штайнера, последователя Елены Блаватской, — антропософии. Сами последователи вальдорфовской педагогики основным принципом называют идею педагогической поддержки ребенка, а потому занятия ведутся с небольшими группами детей, оценки отсутствуют, как и, зачастую, учебники. При этом в школе изучают традиционные предметы, выпускники сдают единый госэкзамен, получают по окончании школы аттестат зрелости. Наиболее популярна вальдорфовская педагогика в Германии. В то же время вальдорфовская педагогика постоянно является предметом дискуссий в педагогическом и научном сообществах, как в России, так и в странах Западной Европы.