Убийство одаренности: дети "перекормлены" информацией
Вечный вопрос для всех мам, пап, бабушек и дедушек: как правильно воспитать ребенка? Недавно всех поразила четырехлетняя девочка, которая говорит на семи языках. Может быть, если применить правильные методики, так может каждый? Может, вундеркинд — в каждом ребенке? В том числе и это обсудили делегаты Всероссийского съезда работников дошкольного образования в подмосковном Красногорске. Smartboard и стол с песочной подсветкой соседствуют с привычными детскими игровыми зонами и классами для рисования — современное дошкольное образование не обходится без современных технологий. В одном из детских садов Красноярска уже несколько лет работают по современной экспериментальной методике. Никаких жестких рамок для детей, все построено в игровой форме. Каждый ребенок может сам выбрать себе занятие по душе. Похожая программа действует и в Сочи. В клубе, расположенном в Красной Поляне, педагог не столько учитель, сколько помощник — ребенок развивается самостоятельно. В Интернете ролики с участием Беллы Девяткиной бьют рекорды по просмотру. Четырехлетняя девочка-полиглот свободно изъясняется на семи языках! Секрет успеха, рассказывает ее отец Евгений, — методика раннего развития. "Мы пробовали заниматься так же по методикам раннего развития и математикой, и естествознанием. Она сама сделала осознанный выбор — ей нравится именно языковое направление. Она очень любит читать книжки", — отметил Евгений Девяткин. Любовь к познанию — почти на физическом уровне. Умение увидеть в любой ситуации что-то новое, неожиданное. Наконец отказ от шаблонных решений и стремление экспериментировать. Существуют признаки, рассказывает заведующая кафедрой возрастной психологии МГУ Ольга Карабанова, по которым можно заметить одаренных детей в раннем возрасте. "Очень важно в раннем возрасте создать ребенку возможности поучаствовать во всех видах деятельности, а он уже сам потом выберет, что ему больше по душе. И когда ребенок купленную игрушку разбирает на части, а родитель сердится, то это как раз, может быть, и надо поощрять", — подчеркнула Карабанова. Шестилетний Кирилл из Владивостока, возможно и не вундеркинд, но явно одаренный ребенок. Читать, писать и считать его научили дома, поэтому в школу он пошел сразу во второй класс. "Нам не безразлично, кем вырастут ваши дети" — девиз одной из столичных детских театральных студий. В качестве базовой обучающей программы здесь выбрали мюзикл – жанр, сочетающий сразу множество компонентов, важных для воспитания ребенка: музыку, вокал, хореографию и актерское мастерство. "К нам приходят те, кто хочет заниматься. Главное — желание. И в процессе определяются. Мы видим детей, которые могут заниматься театром профессионально", — сказала Жанна Жердер, заслуженная артистка России. В дошкольном возрасте, говорят психологи, потенциально у каждого ребенка можно выявить одаренность. Главное — рассмотреть скрытые способности и помочь развить их. При этом очень часто у современного поколения детей в ранних классах страдает моторика, не развита речь. Все потому, что родители часто нацелены на другое. "Они гонятся за какими-то необычными показателями в развитии ребенка дошкольного возраста и забывают о самых простых вещах: ребенок в дошкольном детстве должен наиграться. Он должен научиться работать ножницами, отлично работать с пластилином, раскрашивать красиво. Это все упускается. И детей превращают еще в дошкольном детстве в каких-то маленьких учеников", — отметила Елена Ломаева, учитель начальных классов школы №97 "Гармония", "Учитель года" Удмуртии. Конечно, есть и обратная сторона таланта. Учиться одаренным ребятам легко, взрослые ими восхищаются, но вот с ровесниками им неинтересно, да и дети постарше их зачастую игнорируют. "Одаренный ребенок — это ребенок, склонный к нестандартным решениям. Все идут направо, а он — налево. Очень важно педагогам поддерживать эту инициативу в ребенке, потому что многие признаки одаренности были, простите, просто убиты не совсем грамотным педагогическим подходом, — считает Ольга Карабанова. — У одаренного ребенка превалируют познавательные мотивы. Как правило, ему интересно там, где есть что-то новое. Когда возникают проблемы усвоения, доведения чего-то до навыка, то возникает проблема в обучении, поэтому достаточно часто одаренные дети вовсе не являются отличниками в школе". Другая проблема XXI века — низкая познавательная мотивация современных детей. Сегодня ребята буквально "перекормлены" информацией, поэтому стали менее любознательны. А значит, особенно важно, найти подход. К примеру, в Самаре, в школе робототехники, детей обучают уже с трех лет. Постепенно — от конструктора Lego до умения запрограммировать технику — ребята проходят девять ступеней образования. Дошкольный возраст психологи еще называют "возрастом игры и сказки". Форма, через которую ребенок познает мир. Ведь именно от 3 до 7 ребенок впитывает знания, как губка, в этот период у многих детей и проявляются признаки одаренности. "Когда я сама была школьницей, очень много детишек поступали в Московский государственный университет в 13,5 лет, причем на очень серьезные факультеты, например, на мехмат. Но потом проходили годы, и к 25 годам они выравнивались со своими сверстниками. Гении рождаются, но их не может родиться в эпоху очень много", — сказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Талантлив и одарен от рождения, наверное, каждый ребенок. Главная задача родителей и педагогов — сохранить и развить эти качества.