«Царица» приглашает в «Геликон»

Судьба Екатерины Великой, императрицы, правившей Россией твердой и жесткой рукой, оставившей глубокий след в истории нашей страны и всего мира, неизменно вызывает живейший интерес во все времена. «Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души», - так отзывались об эпохе ее правления современники Екатерины. Сложная судьба этой потрясающей женщины волнует воображение до сих пор. Вот и художественный руководитель московского театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман семь лет назад заинтересовался этой невероятной по насыщенности событий, изломов судеб, трагедий эпохой и создал спектакль с кратким, но емким названием «Царица» на музыку знаменитого композитора Давида Тухманова, по либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди. Собственно, саму идею этого проекта подсказал народный артист России Лев Лещенко. Сплав истории с современной музыкой дал интереснейший результат: опера получилась, по словам самого Бертмана, «в новом оперном жанре – как опера постмюзиклного времени». Спектакль «Царица», наверно, так же, как и его героиня, имеет яркую и трудную судьбу: созданный во времена «скитания» театра (в связи с реконструкцией исторического особняка на Большой Никитской), он впервые был показан даже не в Москве – премьера состоялась 22 июля 2009 года в Санкт-Петербурге, в Александринском театре. К слову, декорации и костюмы для «Царицы» были изготовлены также в северной столице. А декорации – роскошные! Величественные, воссоздающие интерьеры Царскосельского дворца, с десятками золоченых зеркал, массивных канделябров со свечами (постановщики говорят, что их 700 штук!), во всем великолепии и имперской красе, они поражают воображение и переносят зрителя в эпоху Екатерины Великой с первого взгляда. Создали это великолепие замечательные художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, вместе с художником по свету Дамиром Исмагиловым (так и хочется назвать его «мастер светописи»). Музыкальным руководителем постановки стал дирижер Константин Чудовский, балетмейстер-постановщик – Эдвальд Смирнов. Московская премьера с триумфом прошла в Государственном Кремлевском дворце. Спектакль играли на сценах Большого театра России и Московской оперетты. Благодаря беспрецедентно масштабным гастролям, организованным Фондом просвещения «МЕТА», «Царицу» увидели в 15 российских городах от Санкт-Петербурга до Владивостока. На сцене зала «Стравинский» в отреставрированном здании театра спектакль впервые показали в первом же сезоне после возвращения – в феврале 2016 года. Опера была принята публикой на «бис» и отлично вписалась в новую сцену. Изумительная акустика зала, невероятная глубина сценического пространства добавили постановке блеска и еще больше подчеркнули роскошь и объем декораций. «В «Царице» яркий и популярный стиль современной оперы сочетает классическую манеру исполнения с простотой, мелодичностью музыкального материала и интересным узнаваемым сюжетом», — отметил режиссер-постановщик. А образ императрицы у Бертмана получился такой, как в эпитафии, по преданию, сочиненной самой Екатериной Великой: «Вступив на российский престол, желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность, она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях». Такой мы и видим великую императрицу в этом спектакле – живой, искренней, любящей, страдающей, гордой. За время действия перед глазами зрителей пронесется вся история царствования и любви Екатерины. Правда, Екатерин в постановке Бертмана три (и три актерских состава) – юная Княгиня Екатерина, Екатерина Вторая и императрица Екатерина Великая. В серии ноябрьских показов, которые пройдут в «Геликоне» (а это шесть спектаклей с 4 по 13 ноября), мы увидим превосходных исполнительниц: Майя Барковская, Елена Семенова и Ольга Щеглова (юная Екатерина), Анна Пегова, Елена Михайленко и Елена Ионова (Екатерина Вторая), Ксения Вязникова, Лариса Костюк и Инна Звеняцкая (императрица Екатерина Великая). За пультом оркестра «Геликон-оперы» всю серию спектаклей проведет дирижер Андрей Шлячков. 4, 5, 11 и 12 ноября спектакли начинаются в 19 часов, 6 и 13 ноября – в 16 часов. Кстати, в исторической части здания «Геликон-оперы», в Фойе Зимина, с 4 по 13 ноября можно будет любоваться изысканными экспонатами выставки «Вдохновлённые музыкой», организованной театром «Геликон-опера» совместно с Императорским фарфоровым заводом. Императорский фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, а его продукция – художественный фарфор – своими лучшими образцами представлена в собраниях ведущих музеев мира и в частных коллекциях. Это уникальные экспонаты, созданные ведущими мастерами России. «Геликон-опера» давно связана с Императорским фарфоровым заводом партнерскими отношениями. Напомним, что в феврале 2014 года, еще во время пребывания театра во временном помещении на Новом Арбате, состоялась церемония передачи «Геликону» прав на оперу «Царица». На церемонии передачи присутствовали народный артист России Давид Тухманов, председатель Совета директоров ОАО Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» Николай Цветков и председатель Совета директоров ОАО «Императорский фарфоровый завод» Галина Цветкова, а почетными гостями стали первая исполнительница роли императрицы Мария Максакова, первый исполнитель партии князя Потемкина — народный артист России Юрий Веденеев, обладатель уникального голоса — Олег Рябец, и многие другие. В этот раз высокие гости также посетят любимый спектакль.

«Царица» приглашает в «Геликон»
© Свободная пресса