Помощь с неба. Спасатели, которые приходят первыми
В начале ноября Московский авиационный центр, который базируется на аэродроме «Остафьево», поставит на постоянное дежурство четвертый санитарный вертолет. Накануне корреспондент «ВМ» побывал на этой авиабазе, познакомился с летчиками, изучил их винтокрылые машины. И стал свидетелем случайной встречи лучшего пилота с одним из спасенных им москвичей.Ревет двигатель санитарного вертолета. Винты ножами режут воздух. С опаской выглядывая из-за ангара, за воздушным судном наблюдает местная дворняга Стрелка. А лучший пилот Московского авиационного центра Денис Гусев смотрит на машину с грустью. В первые дни после отпуска его до неба не допускают. Таковы правила. Рядом врач анестезиолог-реаниматолог Анатолий Пономарев собирает медицинский саквояж. К ним подходит незнакомый парень и вежливо здоровается. Гусев узнает его не сразу. — Это же тот парень, которого мы с Калужского шоссе в Склиф доставляли, — приходит на помощь товарищу анестезиолог. Авария, в которую в августе попал автолюбитель Алексей Петрунек, похожа на многие другие. — Как-то вечером я на своем авто ехал на дачу, — вспоминает Петрунек. — Погода была дождливая. На скорости 80 километров в час моя машина пошла юзом и ударилась о колесоотбойник. Меня зажало в машине, и я потерял сознание. Прибывшие через несколько минут медики скорой помощи не смогли вытащить застрявшего в искореженном салоне водителя. Пришлось вызывать на место санитарный вертолет. — У нас на борту есть оборудование для резки и разжатия металла: пневмоножницы и электропассатижи, — дополняет рассказ врач Пономарев. — Состояние пострадавшего было тяжелым. Мы подозревали, что ему переломало ребра, он еле дышал. Я сделал Алексею укол обезболивающего. Затем мы его перенесли на борт вертолета и уже через несколько минут приземлились на площадке возле Склифа. Несколько дней потерпевший провел в отделении реанимации. Благодаря оперативным действиям спасателей он получил своевременную медпомощь и пошел на поправку. — Я давно собирался приехать поблагодарить своих спасителей, но такая возможность появилась только сегодня, — признается Алексей Петрунек. Растроганные летчики проводят для гостя экскурсию по своему ангару. Один вертолет готов к вылету, второй проходит техническое обслуживание, на третьем инструктор обучает пилота-новичка: они отрабатывают посадку возле ангара. — С 1 ноября на дежурство заступит четвертый санитарный вертолет ВК117С-2, — поясняет Денис. — А для чего здесь две швейные машинки? — интересуется гость. — На них наши техники подшивают вертолетные чехлы — для лопастей и сидений, — отвечает техник по радиооборудованию Алексей Пархотник. Наибольший интерес вызывает кабина пилота. Все почти как в машине. Две педали, ручник и пара ручек с кнопками. В углублении двери — руководство по летной эксплуатации на английском. — А зачем вам английский? — спрашивает Алексей Петрунек. — Это обязательное условие работы на вертолете марки ВК117С-2. Это европейские машины. Чтобы получить допуск к управлению такой «птичкой», надо пройти стажировку в Германии, — отвечает Гусев и показывает удостоверение пилота, похожее на водительское. — Оно действует бессрочно, за исключением случаев, когда его аннулируют или заменяют на новое, — поясняет пилот. — И, кстати, не трогай рычаг. Это не ручник, а тормоз несущего винта. С помощью него винт блокируется, когда двигатель заглушен. Разговор плавно переходит на различные экстремальные ситуации, в которые может попасть пилот. — На занятиях мы часто разбираем случаи нештатных ситуаций, — рассказывает Денис. — Один из последних — где-то в Европе во время взлета самолета на полосу выбежала стадо кабанов. Летчик среагировал, стал сбавлять скорость, но столкновения с одним из животных не избежал — повредил переднее шасси. На вертолете проще — взлет происходит вертикально. Но при этом вертолетчики четко отслеживают миграции пернатых. — Есть одно место на МКАД, которое облюбовал коршун, — говорит Денис. — Он там кружит периодически, и мы его стараемся не тревожить. И регулярно отслеживаем крупные стаи городских птиц. Не дай бог в такую влететь на полном ходу. — Сложная и интересная у вас работа, парни, — говорит Алексей Петрунек. — И очень нужная! ПРЯМАЯ РЕЧЬ Кирилл Святенко, директор ГКУ "Московский авиационный центр": — В основном у нас работают летчики из Вооруженных сил. Денис Гусев — очень хороший, перспективный пилот. Молодой, отлично летает. Знает английский язык. У нас все летчики толковые. Каждый день они совершают подвиг. За текущий год с мест ДТП санитарными вертолетами Московского авиационного центра Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы было госпитализировано более 700 пострадавших.