Красота на продажу: как и где купить молодость

Обычно, когда заходит речь об индустрии красоты, у многих возникает ощущение какой-то несерьезности и праздности, по сравнению с другими отраслями экономики. Но так ли это на самом деле? Узнать о том, что представляет сегодня из себя в России и мире индустрия красоты, мы попытались у Анны Дычевой-Смирновой — эксперта косметического рынка, члена правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации и организатора международной выставки InterCHARM, которая откроется в Москве в ближайшую среду. — Анна, довольно часто можно слышать, что парфюмерно-косметический бизнес вызывает у многих экспертов ощущение какой-то несерьезности и праздности, по сравнению с другими отраслями экономики. Скажите, а какова на самом деле доля этого бизнеса в экономиках ведущих стран, а также России? В какую сумму можно примерно оценить российский рынок красоты? На самом деле, «несерьезной и праздной» косметическую индустрию сложно назвать. В ее основе лежат сотни тысяч патентов, научные разработки, миллионы рабочих мест и астрономическая стоимость брендов. Безусловно, если сравнивать с нефтегазовой отраслью, то, конечно, индустрия красоты в России не является системообразующей. Российская парфюмерно-косметическая отрасль занимает 0,3% от отечественного ВВП. Я думаю, что сравнимые с этой цифры мы увидим и в экономиках других стран. Российский потребительский рынок, я имею в виду рынок всех потребительских товаров, представляет собой 1,93% от мирового потребительского рынка. Для сравнения Италия представляет 3,65%, Великобритания — 4,05%, Франция — 4,45%, Китай 5,29%, Германия — 5,29%, Япония — 8,51% и США — 29%. Понятно, что наш рынок еще далек от полного насыщения и волны кризисов снижают наши возможности в достижении международных темпов развития. Однако, стоит помнить, что российский рынок парфюмерии и косметики занимает около 3% от глобального, объем которого составляет порядка 527 долларов США. То есть наши женщины и мужчины потребляют косметики и парфюмерии ежегодно примерно на 16 млрд долларов. Согласитесь, цифры приличные. По оценкам аналитиков в индустрии красоты в России занято порядка миллиона специалистов. В Корее косметическая индустрия поставлена в статус системообразующих, наравне с технологическими Samsung и LG и это приносит плоды — корейская косметика уже третий год очаровывает потребителей во всем мире. Консалтинговое агентство Interbrand Corp опубликовало рейтинг самых дорогих мировых брендов по итогам 2015 года и в него вошли Gillette, L’Oreal, Colgate и Johnson & Johnson. По-моему, факты достаточно убедительные. Так что индустрия вполне себе серьезная. — Можно ли сказать, как развивался рынок красоты с советских времен по сегодняшний день? Какова была его динамика, каковы современные тренды? В советские времена экономика была плановой, и существовало несколько важных косметических предприятий, такие как «Новая Заря», «Дзинтарс», «Свобода», «Невская косметика» и «Уральские самоцветы». В Советский Союз поступало много импортной косметики из, например, Болгарии и Польши. И несмотря на отсутствие большого выбора, наши мамы с трепетом вспоминают культовые для того времени ароматы «Красная Москва», «Серебристый ландыш», пудру «Лебяжий пух», крема «Балет» и «Детский» и тушь для ресниц брикетом «Ленинградская». Это были яркие продукты, бренды которых, как сейчас принято говорить, «винтажные». С 1994 года рынок начал развиваться семимильными шагами, активно начал расти импорт из всех стран мира, на рынке появились крупные западные и транснациональные компании. Кстати, именно в том самом году состоялась первая выставка InterCHARM, которая собрала около 40 компаний, работавших тогда на российском рынке. О темпах развития отрасли, а InterCHARM была всегда ее отражением, говорит тот факт, что спустя 22 года выставка объединяет более 1000 компаний, а за два десятка лет на стендах выставлялись более 20 тысяч брендов со всех существующих стран мира, где есть хоть какое-то маломальское косметическое производство. С 2000 года собственные производства стали активно открываться и в самой России. Но самое главное то, что начала меняться сама культура потребления. Российские потребители начали узнавать больше об очищении кожи, о солнцезащитных средствах, о новшествах, например, в гигиене полости рта. Эти годы символизированы буйным и зачастую беспорядочным потреблением. Сейчас ситуация изменилась — российский потребитель мудр, умен, образован, очень хорошо разбирается в составах, трендах и брендах. Отечественные современные тренды косметики и парфюмерии уже никак не отличаются от европейских. В особенности, в технологиях маникюра, макияжных технологиях и почитании той же корейской, к примеру, косметики у нас те же тренды, что и в Европе. — Почему принято считать, что достойная парфюмерная продукция производится только во Франции? Этому есть исторические предпосылки. Франция стала развивать свою парфюмерную промышленность еще при французском короле Филиппе II Августе, а при Людовике XIV «ароматная» индустрия Франции стала одной из основных. Уже с 19 века парфюмерная промышленность этой страны, получив серьезные инвестиции от государства, превратилась с крупнейшую статью дохода для государственного бюджета. Аналогичная ситуация была и с модой в Италии в середине 1930-х в, когда Милан решением Муссолини должен был стать мировой столицей моды. И как видите, стал. Так что все это происходит не просто так. Безусловно, вдобавок всему этому во Франции способствовал климат — те же лавандовые поля в Провансе, думаю, многие помнят этот образ. — Что вы можете сказать, об отечественных парфюмерных брендах, почему они существуют? Кто ими пользуется? Зачем они нужны вообще? Отечественные парфюмерные бренды были, есть и будут. Есть винтажно-ностальгические бренды «Новой зари», есть и новые открытия. Например, Nikkos-Oskol. Эта компания была основана в 2009 году и расположена в городе Старый Оскол Белгородской области. Особенность ароматов заключается в том числе в том, что они не содержат спирта и производится очень ограниченными партиями. Бренд достойный и имеет своих верных потребителей. Буквально в прошлом месяце появились первые отечественные церковные ароматы. — Что такое «Тройной» одеколон, откуда он появился и почему продается до сих пор? Неужели им кто-то пользуется? Зря Вы так пренебрежительно о легенде. «Тройной» одеколон — один из символов советского времени. Наши дедушки и прадедушки (а у многих и папы) пахли этим незабываемым ароматом нероли, бергамота и лимона. Именно из-за этих трех ингредиентов он и получил название «Тройной». Кроме всего прочего, он на 64% состоял из спирта, поэтому использовался и как антисептическое средство. Во время Великой отечественной войны он активно использовался в госпиталях, так, по крайней мере, гласит история. Исторически также предполагается, что в Россию одеколон привезли с собой солдаты наполеоновской армии. А в последствии «Тройной» одеколон стал выпускать потомственный французский парфюмер, основатель русской парфюмерной школы Генрих Брокар. С приходом советской власти после Великой Октябрьской революции парфюмерная фабрика Брокара была переименованная в «Государственный мыловаренный завод № 5», а в дальнейшем — в фабрику «Новая заря», которая существует и по сей день. И вы будете смеяться, но у меня у самой дома стоит «Тройной» одеколон. Это дань легенде и памяти. — Что вы можете сказать о недавно появившемся на широком российском рынке парфюме из Саудовской Аравии и ОАЭ? Арабская парфюмерия — это важнейший исторический пласт в истории развития мировой парфюмерии. И появилась она не вчера, а несколько сотен лет назад. Это особая школа, особая история, особый стиль ароматов. Это достаточно сложные композиции. С ними тоже можно познакомиться на нашей выставке. Кроме того, в мусульманской культуре использование духов на спиртовой основе запрещено, поэтому при изготовлении арабской парфюмерии за основу берутся различные масла. Считается, что арабская парфюмерия более стойкая, в том числе из-за этого, то есть она просто «выветривается» куда дольше, чем ароматы с содержанием спирта. Традиционные ноты этого типа ароматов — сандал, мускус, мирра, агаровое дерево, амбра, нероли, ладан, пачули, специи. Амбра и мускус являются афродизиаками, поэтому арабская парфюмерия иногда заметно воздействует на представителей противоположного пола. Арабская парфюмерия не делится по половому признаку, поэтому она может подойти и мужчине, и женщине. И чем больше вы двигаетесь, тем сильнее аромат. — Огромное количество косметической продукции продается на той ноте, что она способна уберечь женщину (или мужчину) от старения или даже старости. Насколько такое возможно? Не слишком ли лицемерен данный подход? Прямо скажем, от старости нас с вами вряд ли что-то убережет. Разве что только серьезные генетические разработки ученых. А в косметике и нормальном человеческом желании выглядеть хорошо и моложе своих лет нет ничего лицемерного. Помните, в «Generation X» Дениса Коупленда есть фраза, что-то вроде «мы тратим свою молодость, чтобы заработать деньги, а в старости тратим эти деньги, чтобы купить молодость». Несмотря на то, что это моя вольная интерпретация автора, суть остается неизменной. Все хотят выглядеть хорошо, молодо, свежо, красиво. В этом нет ничего плохого, предосудительного. И кремы нового поколения действительно питают кожу, увлажняют, замедляют процесс старения. Главное, чтобы это не превращалось в самоцель. — В какую минимальную сумму может обойтись женщине поддержание себя в хорошей форме при помощи действительно качественных косметических средств и процедур? Думаю, от 2 до 12 тысяч рублей. Вопрос не в цене, а в регулярности, умеренности использования и вкусе. — Что нужно знать женщине/мужчине для того, чтобы приобретать действительно правильные и нужные косметические средства? Прежде всего, и это действительно очень важно, женщине и мужчине нужно обратится к специалистам, чтобы определить свой тип кожи. А затем стараться следовать рекомендациям специалистов — благо в нашей стране талантливых и опытных мастеров достаточно.