Войти в почту

Айдар Гайнуллин предложил приглашать баянистов в обычные школы

Не лучше ли вместо скучных уроков музыки на фортепиано в обычных школах, ввести столь яркий инструмент как баян или аккордеон, который был бы ближе детям, а главное — способствовал большей популяризации баянного искусства? О чем мы и поговорили с известным музыкантом Айдаром Гайнуллиным в разгар его юбилейного сезона. — Айдар, мы видим большое число скрипачей и пианистов, но сколь процветает цех баянистов/аккордеонистов? Причем, не только в России, но и в Европе? — На самом деле, общая ситуация в баянном мире настораживает. Поток поступающих в учебные заведения резко уменьшился. Мало народу идет, что, кстати, сказывается на различных европейских фабриках, изготовляющих аккордеоны и баяны; например, в Италии иные знаменитые фирмы просто на грани банкротства. Не раскупаются инструменты. Так что положение дел печальное. Если взять время после войны, то тогда все массово шли учиться на аккордеон (в Европе всё называется аккордеоном — что клавишный инструмент, что кнопочный), был колоссальный подъем популярности жанра... Мой профессор Фридрих Липс, работая в советских концертных организациях, выступал по всей стране — востребованность была невероятная. Сейчас иначе — очень непросто собрать публику на серьезную баянную программу. — Но композиторы пишут музыку для вашего цеха? — Конечно, та же Софья Губайдуллина. Очень много написала, есть прекрасный концерт для виолончели и баяна с оркестром «Семь слов Христа», — самое часто исполняемое произведение в мире авангардной музыки. Фридрих Робертович часто играет его, и я иду по его стопам — исполнял в Германии... немцы подходят потом, чуть ли не плачут, пораженные. — Ну так а что нужно сделать, чтобы молодежь шла на баян/аккордеон? — Надо побольше делать экспериментальных проектов именно для молодежи. С детства прививать хороший вкус. Почему в обычных школах не могут выступать филармонические артисты? И если бы вместо традиционного пианиста, на уроки приходил баянист — это находило бы в детях куда больший отклик. — Все знают, что школьные уроки музыки лишены профессиональной ориентации, они просто как бы развивают-развлекают. — Конечно. Чему в школах сейчас учат? Нас заставляли петь «Орленка»; думаю, репертуар принципиально не изменился. А надо быть ближе к современным детям, к тому визуальному материалу, на котором они растут. Сейчас в фильмах, мультфильмах уже другие герои. Надо зажечь интерес. И баян бы тут очень помог. То есть перенести в школу практику, которую эксплуатируют такие звезды как Ванесса Мэй или Дэвид Гарретт. Последний, состоявшийся как абсолютно классический скрипач-виртуоз, решил в какой-то момент стать ближе к молодежи — переиграл все популярные хиты: «Металлику», «Раммштайн», «Нирвану» и так далее. И сейчас его знает любой человек в Германии. И после его проектов, я уверен, многие дети хотят массово идти на скрипку, видя, какие у нее возможности... Дэвид для детей — новый музыкальный герой, с которого хочется брать пример. — С баяном подобная популяризация происходит? Имея ввиду симбиоз классики и популярной культуры? — Вот я как раз сейчас готовлю такую программу для молодежи — там и рок, и классика, и «Продиджи», и «Металлика», пишу сейчас аранжировки с оркестром. Оркестр очень важен, молодежь должна приходить именно на оркестр: он только подчеркнет роль баяна, на котором, — что станет открытием для многих, — можно играть не только «Калинку-малинку». — А вот интересно, как обстоит дело во Франции? Ведь очень часто, показывая «французский колорит», заводят то шарманку, то аккордеон... — Во Франции дело обстоит лучше, но опять же — с какой стороны? Если брать направление «фолк», но кабарешное дело очень развито. И даже есть телеканал, который транслирует программы сугубо из кабаре-варьете. Но это та же наша «калинка-малинка», по сути. Но с классикой на баяне — те же проблемы, как и везде. — А число самих солистов-баянистов не увеличивается? — Я прошел весь путь солиста; закончил Академию, победил на всех конкурсах, так вот: да, каждый год выпускаются сильные баянисты, но, к сожалению, им потом негде выступать — что у нас, что в Европе. На баяне очень сложно продвинуться, тем более, если ты играешь классику. Где тебе играть? Либо на конкурсах в качестве гостя, либо на баянных фестивалях, число которых тоже невелико. Так что, баянистам/аккордеонистам сложно творчески расти, раскручиваться. — Тебе в этом смысле повезло... — Когда я для Ростроповича сыграл целиком «Ревизскую сказку» Шнитке, он подошел и сказал — «Как это возможно на баяне сыграть за весь симфонический оркестр?». Он был впечатлен. Но это хорошо, что он вообще меня услышал. А если бы не услышал? А как мы с ним познакомились, Ростропович стал интересоваться дальше — как живешь, чем зарабатываешь? Потом сказал — «Я тебе помогу», позже пригласил на свою золотую свадьбу, пригласил в зал «Гаво» в Париже... Опека — вещь очень важная для начинающего таланта. — Но и самому приходится искать самые разные пути... — Разумеется. Писать музыку к фильмам, работать в разных жанрах; вот я сейчас на свой баян поставил электронную миди-систему на левую и правую руку, теперь могу использовать различные электронные тембры как на синтезаторе (электрогитара, колокольчики, фортепиано) и совмещать все это с живым электронным звуком. Молодежи это все будет очень интересно, тем более, что я стану первым исполнителем на этой миди-системе (только вчера ее получил, наш российский мастер разработал, такого еще нет в мире). Хотя не знаю, удастся ли ее использовать на моем юбилейном концерте 20 октября в Доме музыки, — пока идет опробация.

Айдар Гайнуллин предложил приглашать баянистов в обычные школы
© Московский Комсомолец