Зоя Кудря о новом фильме "Шакал": Я хочу показать ситуацию беспредела
Сценарий для новой премьеры на Первом канале написала Зоя Кудря - автор сценариев к предыдущим частям сериала, а также к "Ликвидации", "Адмиралу" и другим ярчайшим картинам нашего времени. О своем взгляде на новую картину она рассказала "Вечерней Москве" в эксклюзивном интервью.- Зоя Анатольевна, поклонники сериалов «Мосгаз» и «Палач» ждут с нетерпением вашей новой работы - сериала «Шакал». Что вас зацепило в этой истории? - На экране будет показан 1974 год. Мы исследуем период, когда термин «беспредел» перебазировался из обихода лагерей в нашу мирную жизнь. Это период становления жутких банд, которые впервые начали истязать людей - в ход были пущены утюги! Бандиты изменились, действуя, грабя, они делают это спокойно... Для них это – обычная работа, никто не «релаксирует» по поводу содеянного. Причем, в этой банде – люди самого разного социального положения. Есть даже парень – представитель так называемой «золотой молодежи». Ему не нужны деньги, он сын – богатых и уважаемых родителей, его в этой истории привлекает переживаемый драйв, он ищет адреналина. Самое главное, что эту банду крышует милиционер, государственный человек. Бандиты о нем не знают ничего, так как у него - один единственный связной, с которым он выходит на эту связь. Милиционер поставлял оружие. И большую часть добычи, естественно, забирает себе. Вот этого человека мы будем искать все восемь серий, в конце он объявится, но интригу я, естественно, раскрывать не буду. - Есть ли у вашего сценария реальные истории-прототипы, из которых вы черпали информацию? - Когда я работаю над подобными сюжетами - в «Мосгазе», в «Палаче», в «Шакале» – всегда опираюсь на реальные исторические события. Это не значит, что я записываю один-в-один то, как велось следствие, но всегда отталкиваюсь от реальной ситуации. А дальше вступает в силу воображение, полет фантазии. - Насколько вам важна психология героев и то, чтобы образы получились объемными, лишенными черно-белой трафаретности? - Очень важно. Поэтому я пишу, как бы находясь внутри банды. У нас на экране бандиты не просто бегают, кого-то убивают, а Черкасов, бедный, гоняется за ними. Я исследую психику людей, которые вернувшись «с дела», могут даже и не вспомнить о только что совершенном убийстве - сесть пить чай, поговорить о жизни, попариться в бане. Это для них – как работа, они пришли с нее и не хотят о ней говорить.Теплая семья, дружная компания, все друг о друге заботятся. Вот такой феномен психологический, и он меня больше всего интересует. Я даже даю им возможность посмотреть на Бонни и Клайда, зарядиться от них «воодушевляющей энергией». - Тяжело ли психологически женщине-сценаристу писать подобные истории? - Крайне тяжело. Потому что когда сценарист или драматург пишут произведение, они сами становятся его героями. В данном случае – убийцами-мужчинами или этой вот Нюрой, которая в отличие от руководителя банды, грабившего и убивавшего в силу необходимости получения адреналина, занималась этим только для того, чтобы подзаработать маленькую денежку и «свалить» из этой компании. Все , кто читали мои сценарии, спрашивали: «Почему ты пишешь так, что героев твоих становится жалко?» - Поскольку термин «культура» состоит из двух слов, переводящихся как «приращение света», то не могли бы вы сказать, какую сверхзадачу вы ставите, снова и снова обращаясь к бандитским сериалам? - Я хочу показать ситуацию беспредела. Ведь даже мой Черкасов восклицает: «Я их не понимаю! Зачем все это нужно было?» Я хочу исследовать весь процесс, ведь бандитами не рождаются, ими становятся в силу каких-то обстоятельств, в силу жутких мотивов мести, смертельной обиды. Хочется показать, что они – тоже люди. У меня там есть – один из бандитов совершит один серьезный и очень человеческий поступок. У меня есть железный принцип: чем страшнее и хуже человек, тем с большим упорством в нем надо искать этот лучик света. А он всегда есть! К этому надо подходить серьезно. В этой бандитской четверке я искала кусочки души, света, который там, наверняка, остался. Вот это и было интересно. Возможно, поэтому люди в предыдущих сериалах «Палач» и «Мосгаз» вглядывались в героев и жалели их. Это для меня - главное, а вовсе не занимательный сюжет. Что там сюжет! Найти проблеск света и отголосок Бога – моя задача, как сценариста. И честно говоря, я ее выполняю часто вопреки пожеланиям продюсеров. Большое внимание уделено в сериале воссозданию исторического антуража: все-таки между сегодняшним днем и 70-ми - огромный провал. Тут группа работала кропотливо и въедливо: вещи того времени они собирали на блошиных рынках, у коллекционеров, детали соблюдены во всем - от велосипедов и колясок до старых тетрадок и раритетных афиш. Так что ждем картину с нетерпением!