Музыканты предложили видеть «Геракла»
Первый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» проходит сейчас в Москве. Не имеющий аналогов театральный форум позволяет москвичам увидеть спектакли российских региональных театров и по достоинству оценить их профессиональный уровень. В стране с «дистанциями огромного размера» - это настоящее событие. Тем более, что среди представленных спектаклей есть весьма неординарные работы. Среди них – опера «Геракл» Генделя Башкирского театра оперы и балета. Инициатива проведения фестиваля «Видеть музыку» принадлежит Ассоциации Музыкальных театров, в которую входит свыше пятидесяти крупнейших коллективов России. Парадоксальное название «Видеть музыку» позаимствовали из диалога Баланчина со Стравинским. В течение полутора месяцев – с 27 сентября по 4 ноября московские театры предоставляют свои сцены гостям. Сорок четыре спектакля в программе – охвачены все жанры: опера, балет, оперетта, мюзикл. Масштаб проекта можно оценить, лишь представив себе, что от каждого театра на гастроли едет хор - человек 50, а то и 70, оркестр - еще сотня, балетная труппа плюс 50, ну и по мелочи – солисты и дирижер. И все это умножайте на количество коллективов. Исходя из этого, совершенно ясно, что финальный гала-концерт, который пройдет в Большом театре и в котором заявят о себе все театры-участники, закончится только под утро. Именно тогда выдающимся деятелям музыкального театра и будет вручена премия «Легенда». В пестрой афише фестиваля спектакль Башкирского оперного театра «Геракл» занимает особое место. Прежде всего, потому, что опера Генделя – редкая птица даже на столичной сцене. Неудивительно, что театр «Новая Опера», в котором только один раз показали этот спектакль, был переполнен: любопытство публики – как профессиональной, так и любительской ее части - оказалось чрезвычайно велико. Надо признаться честно: в нашей культуре пока не существует не только традиции, но даже развитой школы исполнения барочной оперы. Попытки аутентичного исполнения, игры на исторических инструментах, вокализации в особой манере, конечно, предпринимались неоднократно и с разной степенью успеха. В минувшем сезоне на сцене ГАБТа появилась генделевская «Роделинда» в постановке английской творческой команды (Гендель все-таки – английский композитор, как ни крути). И вот – уфимский «Геракл». Спектакль, который показал, что творческая смелость в сочетании с талантом и профессионализмом, берет самые высокие барьеры. На сцене обычная, даже, пожалуй, бедная квартира. Старая мебель, простенький телевизор, мальчик, играющий в игровую приставку. Это – скромное жилище Деяниры (Лариса Ахметова), жены Геракла (Ян Лейше) и их сынишки Гилла . Ждут мужа/папу. А он где-то в командировке: может подвиги на войне совершает, а может и чем-то другим занимается. К примеру, изменяет жене с какой-нибудь нимфой. Пока Деянира поет свою арию, идет время. И вот уже Гилл (Сергей Сидоров) повзрослел и собрался в путь: его тоже ждут великие дела. Впрочем, какие там великие? Мы видим жизнь простых маленьких людей, вовсе не богов и даже не полубогов. Стоящий на возвышении вдоль задника хор одет в туники, которые меняются прямо на глазах зрителей в зависимости от сюжетной ситуации - небесный синий, воинственный красный, нейтральный бежевый. Хор, как положено в древнегреческой трагедии (опера написана Генделем на сюжеты Софокла и Овидия) комментирует действие, но не нарушает очевидного: герои спектакля – простые люди, которые ревнуют, ссорятся, интригуют, любят, ненавидят, страдают, мстят. Прием, казалось бы, привычный для барочных опер, как правило, написанных на мифологические или исторические сюжеты. Сегодня их принято переносить либо в условную современность, либо в инопланетное пространство. Однако решение Георгия Исаакяна оказалось вовсе не таким прямолинейным. Второй акт, в котором свершается роковая развязка и герои получают божественное прощение, возвращает действие в мифологическую реальность. При этом хор, оставаясь комментатором, принимает облик вполне современных людей в цветных футболках. Но и бытовая история продолжает развиваться: сегодняшние «персонажи-реплики» Геракла, его жены, его сына и привезенной им с войны пленницы Иолы (Диляра Идрисова), находятся на сцене параллельно с мифологическими героями. Так ненавязчиво и убедительно режиссер выстраивает свою концепцию: жизнь людей – проекция божественного промысла; простые смертные думают, чувствуют, ведут себя, как боги. И этот акцент очень точен в трактовке барочного искусства в отличие от романтического, вагнеровского, к примеру, в котором - прямо противоположная история: боги ведут себя, как люди. Работа дирижера Артема Макарова, который, не «пиаря» себя в качестве «аутентиста», просто взял и исполнил эту великолепную музыку, так, как нужно, - это работа настоящего профессионала и тонкого музыканта. Артистам, конечно, было нелегко. Пропеть барочные юбиляции – сложная вокальная задача, решение которой требует серьезного погружения в стиль и технику пения. Что абсолютно удалось исполнительнице партии Иолы Диляре Идрисовой, которая поразила необыкновенной красотой тембра, точным попаданием в стилистику и безупречной вокальной техникой.