Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» начала свою жизнь, как самый невероятный концептуальный альбом, новаторский эксперимент, грандиозный по своему замыслу, и дерзкий по своему посылу в небеса. Все это придумали молодой (на тот момент ему был 21 год) композитор Эндрю Ллойд Уэббер и 25-летний поэт Тим Райс. Трудно поверить, что в столь юном возрасте без посторонней помощи и контроля можно написать такое глубокое произведение. Пожалуй, его можно сравнить с «Мастером и Маргаритой» Булгакова, над которым писатель начал работать еще в двадцатых годах прошлого века, все же ему тогда было уже больше тридцати, да и писал он его очень долго. «Мастера и Маргариту» называли евангелием от сатаны, а рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» называют евангелием от Иуды. Кто подсказал молодым людям идею? Кто трактовал по-своему евангельские события? Под чью диктовку записывала либретто рука поэта, а ноты рука композитора? Быть может, им, как Моцарту и Пушкину, являлся «черный человек»? Если верить самому Тиму Райсу, на создание рок-оперы на тему евангельских событий с точки зрения Иуды, его подтолкнула песня Боба Дилана «With God On Our Side», в которой были строчки «But I can't think for you /You'll have to decide /Whether Judas Iscariot /Had God on his side» (Но я не могу думать за тебя, ты должен решить, был ли Бог на стороне Иуды). Автор очень долго не знал, как назвать рок-оперу. Его вдохновил газетный заголовок: «Том Джонс — мировая суперзвезда». Вот так банально, по словам Райса, это было. Однако тексты арий — на газетных подсказках не напишешь. Тут надо было хотя бы Евангелие прочитать. Кстати, Константин Кинчев, исполнявший партию Савла в отечественном варианте рок-оперы, восторгавшийся самим произведением, названием его был не доволен. Он говорил, что со словом «суперзвезда» у него ассоциируется антихрист, а не Христос. После написания рок-оперы молодые авторы, оценив свои скромные возможности и поняв, что не имеют средств для постановки своего шедевра, а в том, что это шедевр они ни минуты не сомневались, два одержимых своей работой соратника решили использовать формат альбома для ознакомления публики со своим инновационным произведением — гибридом театра и рока. Его содержание по тем временам являлось действительно смелым и даже кощунственным. Ничего подобного до того момента в театральном искусстве не было. Разве что в постановке «Волосы» — психоделическом мюзикле, являющемся вехой движения хиппи в 60-х — были использованы элементы рок-музыки, но это не было единое рок-произведение, там, в основном, все было построено на поп-музыке. Ходили разные слухи, например, что главную партию Иисуса Христа исполнит Джон Леннон. Импресарио Леннона заявил, что знаменитый музыкант заинтересован в проекте, но ставит условие, что Магдалену споет его супруга Йоко Оно. Кроме этого, поговаривали, что премьера состоится в лондонском соборе св. Павла. Настоятель был возмущен, его с трудом убедили, что никакая премьера ему не грозит. Музыкальный язык работы Уэббера и Райса — это только рок, острый и наглый, толкнувший своих авторов гораздо дальше по треку всемирной славы, чем создателей «Волос». Альбом «Иисус Христос — суперзвезда» выпустила студия Decca Records в 1970 году. Для записи альбома было собрано более 60-ти топовых певцов и музыкантов, в том числе Крис Спеддинг, Джон Густафсон, Майк Виккерс, П. П. Арнольд, Ивонна Эллиман (гавайская певица), Иэн Гиллан (вокалист Deep Purple) и Мюрей Хед. Это был красиво оформленный альбом из двух дисков длительностью 86 мин 56 сек, состоящий из 23 композиций, заглавный трек назывался: «Я не знаю, как любить Его». Презентация альбома прошла в лютеранской церкви Святого Петра в Нью-Йорке. Она прошла под пристальным вниманием прессы, которому способствовало недовольство большого числа верующих, шокированных выбором места для рок-концерта. Атмосферу омрачил только запрет на распитие алкогольных напитков. Организаторы не смогли уговорить служителей культа разрешить прием горячительных напитков во время действа. Церковь — есть церковь, зрителям пришлось смириться. Успех альбома был ошеломительным. Сами авторы не ожидали такого успеха. В воплях восторженной толпы утонули и протестующий голос церкви, и осуждающие реплики музыкальных критиков. Альбом покупали и почти ничего не знавшие об Иисусе подростки, и их родители, которые хотели приобщиться к молодежной музыкальной культуре. Некоторые представители духовенства тоже покупали этот альбом, считая, что от него есть польза, потому что, хотя и в таком странном виде и таким необычным способом, как рок-опера, но до людей все-таки можно донести информацию о Христе. Интересно, что менеджером Тима и Эндрю в то время был правоверный еврей Дэвид Лэнд, который в начале был в ужасе от этой идеи. Но врожденный нюх на прибыль не подвел его. Результатом популярности альбома стала постановка рок-оперы на Бродвее 12 октября 1971 года. Австралийский продюсер-миллионер Роберт Стигвуд выплатил авторам аванс, и работа закипела с новой силой. Стигвуд привлек к работе над постановкой режиссера вышеупомянутых «Волос» Тома О'Хоргана. Были внесены некоторые изменения. В частности расширена партия Пилата и написана новая композиция «Could We Start Again, Please?». В конечном итоге, все получилось настолько пафосным и высокопарным, что вызвало недовольство авторов, которые считали, что главное в рок-опере не технические средства, а идейный посыл. Но продюсерам лучше знать. Народ требует хлеба и зрелищ, а идеи — дело десятое для тех, кто жаждет развлечений, но первое дело — для пассионариев, а их не более пяти процентов от всех прочих. Они кассу не делают. Во время кастинга на роль Магдалены Тим Райс решил разрядить обстановку. Загримированный под женщину, он вышел на сцену и начал петь. Аккомпаниатор, не посвященный в шутку, был в шоке. Когда «Магдалена» взяла несколько нот, Уэббер и Стигвуд, сидевшие в зале, чуть не лопнули от смеха. Аккомпаниатор, возмущенный, вышел из зала, заявив, что как бы женщина не пела, всегда нужно оставаться людьми. Стигвуду трудно пришлось во время работы над постановкой. То и дело ему приходилось пресекать незаконные попытки использовать рок-оперу в коммерческих целях разного рода дельцами. Дошло до использования текстов на демонстрации гомосексуалистов и выпуска комиксов. В день премьеры Бродвейский театр окружила толпа протестующих. Но премьера состоялась, и зрители были в восторге. Зрители зрителями, а критики обвинили авторов в антисемитизме. Это вечная тема. Через много лет в этом же грехе обвинят Мела Гибсона за «Страсти Христовы». Дэвид Лэнд схватился за голову и ушел в тень, боясь навлечь на себя гнев ортодоксальных иудеев. Представители церкви тоже были не довольны вольной трактовкой канонических евангелий. «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым», — говорил Тим Райс. Иногда авторам лучше не давать никаких комментариев на свои произведения, лучше молчать, чем говорить, ибо стихи и музыка часто приходят свыше — автор работает, как приемник, а комментарии — это отсебятина, и они зачастую бывают далеко не так талантливы, как стихи и музыка. Из-за этих слов автора либретто Райса явно торчат уши (или рога) булгаковского Воланда. Вот кто вдохновитель Тима. А восторженная толпа напоминает зрителей из театра Варьете. Какая разница — Москва, Краснодар или Нью-Йорк? Декорации разные, метод один — обман. Вместо фокусов — роковой рок в оправе театральных эффектов. Зритель не имеет своей воли, он идет туда, куда его ведут, принимает все за чистую монету. И вот уже из зрительного зала выходят люди, сочувствующие Иуде и берущие с него пример. Служитель баптистской церкви Э. Л. Бинум писал: «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа. Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения». Но у толпы короткая память. Те, кто еще вчера восторгались рок-оперой, сегодня с таким же энтузиазмом восхищаются фильмом «Аватар». Всехитрец Христос знает об этом, поэтому снисходительно смотрит на подобные эксперименты. Но люди бывают не так снисходительны. В 2012 году в Ростове-на-Дону группа православных верующих выступила с инициативой запрета рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в Ростовской областной филармонии. Верующие обратились в прокуратуру, ссылаясь на еще не принятый к тому времени закон о защите их чувств. Они просили согласовать постановку с РПЦ. Однако Донская Митрополия дистанцировалась от этого протеста. В частности пресс-секретарь Донской Митрополии сказал, что неплохо было бы протестующим подписать обращение своими именами, а не выступать от имени всех православных. И вообще, пред тем, как выражать всякие протесты, хорошо бы получить благословение у священника. В 1973 году Стигвуд занялся экранизацией рок-оперы. Съемки проходили в Израиле. В актерский состав вошли как старые звезды мюзикла, так и новые артисты. Режиссер Норман Джуисон практически не привлекал Уэббера и Райса к работе над фильмом. Неудивительно, что они остались недовольны результатом. Их пути позднее разошлись, тот, кто свел их когда-то для создания прославляющего Иуду произведения, легко развел их после того, как они выполнили поставленную перед ними задачу. Но их дальнейшие творческие судьбы очень интересны. Тим Райс участвовал в работе над знаменитым мультфильмом «Король-лев» вместе с Элтоном Джоном. Уэббер написал «Призрак оперы». А их ранняя рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» до сих пор собирает полные залы. Правда, надо признать, что у основной части зрителей седые волосы.