Москва – территория призраков
Московские легенды и тайны, привычки городских фантомов и призраков, дома с "двойным дном", ритмы городских катаклизмов, столичные "места силы" и времена исполнения желаний — все эти странные вещи стали предметом оригинального авторского исследования и нашли пристанище на страницах книги Павлы Глобы и Ольги Шиловой "Москва мистическая". Дни.Ру публикуют выдержки из цикла "по следам Мастера и Маргариты".ТЕАТР ВАРЬЕТЕ И САД АКВАРИУМСтанция метро "Маяковская", Триумфальная площадь, 2/1 Театра Варьете, в котором Воланд давал сеанс черной магии, в Москве не существовало. Скорее всего, писатель имел ввиду "Московский Мюзик-Холл" по адресу Большая Садовая 16, по соседству с домом писателя. В этом здании до 1917 года находился цирк братьев Никитиных, превратившийся потом в государственный цирк, который успел застать и Михаил Булгаков. Затем цирк был перестроен под мюзик-холл – эстрадный театр, пользовавшийся большим успехом у публики. Кроме труппы театра, здесь выступали советские и иностранные артисты. Так что появление в нем Воланда с сеансом черной магии было бы воспринято здесь как что-то в порядке вещей.Теперь в этом здании размещается театр Сатиры, а его окна действительно выходят в летний сад "Аквариум", в начале XX века бывший популярным местом отдыха тысяч москвичей, где, к примеру, можно было подняться над городом на воздушном шаре или посмотреть на чемпионат по борьбе. Кроме цирка, в саду располагался летний концертный зал "Олимпия" и мини-театр "Буфф". В "Аквариум" же бывший сад "Чикаго" переименовали после появления в нем, кроме иллюминации, еще и необычных аквариумов и просто невероятных по красоте цветочных клумб. Правда, сад тоже претерпел изменения, и постройки, описанные Булгаковым в романе, теперь отсутствуют.НЕХОРОШАЯ КВАРТИРАСтанция метро "Маяковская", улица Большая Садовая, 10 Нехорошие места, как и нехорошие квартиры, всегда связаны с наличием в них нечистой силы. Недаром из "нехорошей квартиры" по улице Садовой 302-бис, пятый этаж, квартира 50, за неделю загадочным образом исчезли "пять жильцов и милиционер в белых перчатках", а вместо них постепенно вселилась жутковатая свита Воланда.Прообразом "нехорошей квартиры" послужила квартира № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице, где Михаил Булгаков жил в начале 20-х годов прошлого века. Эта квартира представляла собой коммуналку с длинным коридором и комнатами по обе стороны; о своем жилище сам писатель говорил не иначе как "гнусный дом с гнусными же квартирами и жильцами".Именно поэтому писатель выбирает для "нехорошей квартиры" число 5, напрямую связанное с нечистой силой, а в черной магии перевернутая острием вниз пятиконечная звезда символизирует Козла-Сатану. Так что появление мессира Воланда на бывшем Козьем болоте, где, по слухам, с давних времен частым гостем был черный козел, не случайно. Сумма цифр в номере дома 302 образует 5, и у номера "нехорошей квартиры", в которой поселяется Воланд, сумма цифр тоже равняется 5. Кстати, вместе с Воландом, котом Бегемотом, Геллой, Азазелло, Коровьевым жильцов тоже становится пять. И это еще не все появления цифры в романе.Приставка "бис" имеет двойное значение. В переводе с латыни это "дважды", а с украинского "бес" — такая вот "двойная чертовщина". В доме, где, кроме писателя, жил такой неоднозначный гражданин, как авангардист Георгий Якулов, принимавший у себя в мастерской будущих призраков – Таирова с Коонен, Есенина с Дункан и других, а также останавливалась накануне покушения на Ленина эсерка Фани Каплан и пытался покончить жизнь самоубийством у себя в мастерской экстравагантный миллионер Николай Рябушинский, появление нечистой силы было практически закономерным.Булгаков не раз бросал работу над романом, но затем возвращался к ней. Первую же рукопись писатель, подобно Гоголю, собственноручно сжег, написав об этом: "И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе...". Недаром Воланд замечает: "Рукописи не горят", подспудно намекая на то, что роман будет закончен при любых обстоятельствах, даже вопреки желанию автора. Роман о дьяволе, написанный человеком, выросшим в верующей семье, в которой дед был священником, а отец религиоведом, – вот действительно непредсказуемый поворот судьбы!Своей жене писатель запретил править роман, как будто боясь, что что-то, невидимое никому, кроме него, сможет навредить ей, нарушь она хоть одну запятую подписанного им контракта. Недаром после смерти Булгакова в литературной среде поползли слухи, что его преждевременная смерть стала следствием общения Булгакова с нечистой силой, и именно поэтому писателя, как и его Мастера, преждевременно "забрали" с этого света.ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫСтанция метро "Маяковская", "Пушкинская" или "Тверская" Кто знает, не поселись неподалеку Михаил Булгаков, превратились бы Патриаршие Пруды в место паломничества сотен туристов? Проходя летом по центру Москвы мимо аккуратного прудика в бетонном обрамлении, с растущими по берегам раскидистыми деревьями, вряд ли скажешь, что это – те самые Патриаршие пруды, а по-московски просто Патрики. Правда, трамвай, самым что ни на есть каббалистическим способом отрезавший голову несчастного атеиста Берлиоза, "поворачивающего по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную", здесь никогда не ходил, что не мешает особенно дотошным исследователям считать сантиметры до решеток сквера, высчитывая габариты воландовской передвижной гильотины.Изначально на этом месте располагалось Козье болото, издавна пользующееся дурной славой. Откуда пошло это название, теперь уж не упомнить – то ли от коз, пасшихся по его берегам, то ли от козней нечистого, чьим именем назван близлежащий ручей Черторый, текущий сейчас под землей к Москве-реке, то ли от бродившего в окрестностях черного козла. Только старались судьбу местные жители без нужды не искушать и к глухому болоту по ночам не приближаться. Так что место начала романа было выбрано не случайно.Москва разрасталась, и в начале XVII века сюда перебрался патриарх Московский Гермоген, чей памятник можно сейчас увидеть в Александровском саду, у стен Кремля. Будущий святой болото приказал осушить, а ручей с сомнительным названием зарыть: так на их месте появилась Патриаршья слобода и три небольших пруда для рыбы, о чем напоминает название близлежащего Трехпрудного переулка, где родилась Марина Цветаева.Постепенно слобода исчезла, превратившись в городской район, а заросшие тиной пруды засыпали, устроив здесь в первой половине XIX века декоративный водоем, где зимой собиралось покататься на коньках московское дворянство.В 1924 году Патриарший пруд в рамках борьбы с "опиумом народа" переименовали в Пионерский пруд, однако атеистическое название не прижилось.В конце XX века, когда интерес к роману Булгакова превратился в настоящий, подогреваемый москвичами, бум, на территории Патриарших прудов предполагалось открыть целый скульптурный ансамбль по проекту Александра Рукавишникова. Однако москвичи выступили против загромождения всего пруда и окрестностей архитектурными композициями скульптора, так что почти все они так и остались пылиться в его мастерской. А может, это древние колдовские силы воспротивились еще одному посягательству на свою территорию христианских мучеников в виде шествующего по водной глади пруда Иешуа Га-Ноцри?Ведь местные жители утверждают, что к пруду до сих пор не подходят ни собаки, ни кошки, а плавающие по нему днем лебеди и утки ночь предпочитают проводить в Московском зоопарке неподалеку.Ну, а если вас все-таки занесет туда в одиночку ночью, прислушайтесь к мудрому совету мамы Красной Шапочки из известной сказки и не разговаривайте с незнакомцами. На всякий случай.ДОХОДНЫЙ ДОМ ВЕШНЯКОВАСтанция метро "Маяковская", "Пушкинская" или "Тверская", улица Малая Бронная, 32 Красивый дом с башенками, считавшийся во времена Булгакова практически новостройкой, расположен по соседству с элитным домом "Патриарх" и напрямую связан с именем Булгакова. Именно здесь со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппой писатель часто бывал в гостях у друзей семьи – супругов Крешковых.Однажды, вдоволь нагулявшись по скверу у пруда, настроенный на мистическую волну Булгаков предложил провести друзьям спиритический сеанс. Чем закончился вызов духов, доподлинно неизвестно, а вот последовавший после того случая одноименный фельетон с явно читающимися прототипами чуть не поссорил друзей. Одним словом, чуть черт не попутал.ДОМ МАРГАРИТЫ НА СПИРИДОНОВКЕСтанция метро "Баррикадная", улица Спиридоновка, 17 Дом Маргариты — собирательный образ, место жительства новоиспеченной ведьмы приписывается сразу нескольким особнякам Москвы. Среди них – нынешний Дом приемов Министерства иностранных дел России.Экзальтированный миллионер Савва Морозов, "второй император России", мог позволить себе многое: жениться на жене двоюродного племянника, скрывать у себя в дома революционеров, спонсировать большевистские газеты и многое другое.Поэтому, когда он поручил выстроить неизвестному Федору Шехтелю новый дом на Спиридоновке вместо старой усадьбы Аксаковых, никто не удивился. Дом оказался настоящим произведением искусства, к тому же расписанный самим обожателем демонов Врубелем. Говорят, что именно этот дом фигурирует в романе как особняк Маргариты, и именно в нем проходит Бал Сатаны.Савва Морозов подарил особняк своей жене Зинаиде, надеясь на долгую жизнь, несмотря на грандиозный внутрисемейный скандал, вызванный, во-первых, разводом в старообрядческой среде, а во-вторых, тем, что Савва увел жену от собственного племянника. Так что отец "по-доброму" напутствовал невесту словами: "Лучше бы тебя в гробу видел, чем при таких обстоятельствах". Однако практически сразу же после переезда Савва влюбился в актрису МХАТА Марию Андрееву, ставшую причиной его безвременной гибели – по легенде, из-за переданного ей страхового полиса на крупную сумму в случае его кончины, использованного красавицей для помощи революционному движению. Запутанный любовный треугольник "Морозов-Андреева-Горький" не удалось распутать до сих пор, обстоятельства предполагаемого самоубийства Морозова так и остались невыясненными.Зинаида Морозова после смерти мужа продала особняк, ссылаясь на то, что каждую ночь из запертого на все замки кабинета раздавались шаги покончившего с собой (в Каннах) мужа, слышались телефонные звонки, и сама собой передвигалась мебель. Ей всюду мерещился его призрак, к тому же на всех перекрестках бурно обсуждалась версия, что Савва не умер, а нарочно исчез, отказавшись от всего богатства, где-то в Сибири. Старожилы утверждают, на Рогожском кладбище, где похоронен Морозов, до сих пор появляется белый призрак мужчины с пистолетом в руке.МАССОЛИТСтанция метро "Пушкинская" или "Тверская", Тверской бульвар, 25 МАССОЛИТ – вымышленное объединение московских писателей, в романе его помещение представляет собой синтез двух реальных зданий.Дом Грибоедова, в который Булгаков поместил МАССОЛИТ, был списан с Дома Герцена, где сейчас располагается Литературный институт имени Горького. Усадьба принадлежала сенатору А. А. Яковлеву, дяде Герцена. По странному совпадению, и дядя писателя-эмигранта, и следующий владелец здания Д. Н. Свербеев, и сам Герцен были масонами, а Свербеев к тому же и великим мастером ложи в Орле. При нем московские писатели собирались на так называемые "Свербеевские пятницы", а в 20-е годы XX века тут работали РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу и подобию которых Булгаков создал в "Мастере и Маргарите" свой МАССОЛИТ (эта аббревиатура, по мнению большинства исследователей, расшифровывается как "Мастерская социалистической литературы" или "Массовая литература").Название "дом Грибоедова", с одной стороны, напоминает о знаменитой комедии (членов этого общества, как мы помним, волновали вовсе не вопросы писательского мастерства, а получение определенного набора социальных благ), а с другой стороны, о пристрастии новоявленных авторов соцреализма к совсем не советской ресторанной кухне. Поэтому интерьеры закрытого ресторана отсылают к еще одному известному в литературной среде месту тех годов.Дом № 50 по улице Поварская (метро "Баррикадная") принадлежал графине А. А. Олсуфьевой, жене известного масона А. В. Олсуфьева. В их доме часто проводились балы и масонские собрания. После революции особняк, переданный Центральному дому литераторов, имел знаменитый на всю Москву закрытый ресторан в готическом стиле, попасть в который без писательского удостоверения было практически невозможно. Кстати, говорят, по тому же адресу теперь зарегистрирована Великая ложа России.ДОМ НИРНЗЕЕСтанция метро "Пушкинская" или "Тверская", Большой Гнездниковский переулок, 10 Построенный в 1913 году, Дом Нирнзее стал первым десятиэтажным домом в Москве. Казалось бы, создателя такого дома ожидает богатство и удача… Но над крышей сначала стали замечать странные огоньки, а затем еще недостроенное здание загорелось безо всяких видимых причин.После заселения архитектора в одну из квартир с его семьей стали происходить несчастья: сначала сильно подвернула ногу его жена, потом она, а вслед за ней и другие жильцы стали слышать потусторонние голоса, а в довершение бед с крыши упал и сын архитектора. После этого на крышу здания началось массовое паломничество самоубийц, а вызванные священники проклятие снимать отказались, ссылаясь на слишком сильное заклятье.В конце концов дом был продан Дмитрию Рубинштейну, известному дружбой с Григорием Распутиным, за умопомрачительную сумму в 2,1 млн. рублей. Распутин сам приехал "чистить" дом, после чего самоубийства прекратись, а голоса и огоньки исчезли. Но в годы сталинских репрессий Дом Моссовета, как звалось это здание теперь, постигла та же участь, что и дом на Котельнической набережной. Каждый третий житель был расстрелян. Кстати, в этом доме родился будущий актер Л. И. Веспер – главная Баба-Яга фильмов Роу.Здесь же мистическим образом Булгаков познакомился со своей третьей женой Еленой Шиловской. Как писала она в своем дневнике: "Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее". Она пыталась уйти от судьбы, начала избегать Булгакова, поклялась себе, что больше никогда не выйдет из дома, не ответит ни на один телефонный звонок и не примет ни одного письма. Но когда спустя полтора года она впервые вышла на улицу, то встретила никого иного, как Булгакова, первой фразой которого была: "Я не могу без тебя жить" — и больше они не расставались. Брак явно был "заключен на небесах", потому что даже дуэль, организованная по дворянскому обычаю мужем Елены, закончилась тем, что оба пистолета дали осечку.Встретить Елену Михаилу Булгакову мистическим образом помог призрак Гоголя, когда одним из осенних вечеров 1927 года на одном из малолюдных перекрестков он случайно столкнулся с призраком своего литературного учителя. Гоголь кивнул Булгакову на незнакомый дом, и внезапно исчез. Позже Булгаков, к своему изумлению, узнал, что в этом здании живет его возлюбленная.Так что в романе именно сюда свернула Маргарита, неся в руках желтые цветы, символ будущей разлуки, а следом за ней последовал и Мастер. Теперь арка в этом доме – стопроцентное место исполнения любовных желаний. Если прийти сюда со своей девушкой и поцеловать ее ровно в полночь, то считается, что вас ждет такая же настоящая вечная любовь, как у героев булгаковского романа.ДОМ ДРАМЛИТАСтанция метро "Смоленская", Большой Николопесковский переулок, 6 "Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами… В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита"."Угловое здание театра на Арбате – конечно, не что иное, как театр Вахтангова, рядом с которым, кстати говоря, в то время еще стоял известный всей Москве "Дом висельников". Булгаковский Дом писательской элиты "Драмлит" с квартирой критика Латунского вновь объединил в себе два здания: реальное семиэтажное здание по данному адресу и дом №17 в Лаврушинском переулке, рядом с Третьяковской галереей. В этом доме, в квартире 84 на восьмом этаже, действительно проживал литературный критик Осаф Литовский, руководивший Главным репертуарным комитетом и заклеймивший работу писателя после постановки "Дней Турбиных" постыдным тогда термином "булгаковщина".Так что желание Маргариты расправиться с ненавистным критиком было вполне обоснованным и справедливым.ПОДВАЛ МАСТЕРАСтанция метро "Парк культуры", Мансуровский переулок, 9 Описание подвала Мастера практически целиком списано с небольшого деревянного дома братьев Топлениновых – один из них, Владимир, был известным актером, водившим дружбу с А.В.Луначарским, благодаря которому удалось вернуть национализированный дом, а Сергей работал театральным художником-декоратором. Сергей Топленинов был женат на дочери богатого архитектора Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на семейный скандал, предпочла владельцу роскошного дома номер 21 на Остоженке — полунищего любимого (именно поэтому особняк на Остоженке считают прототипом дома Маргариты).Частым гостем дома был Михаил Булгаков, захаживавший навестить своего приятеля, драматурга Сергея Ермолинского с супругой, которые снимали здесь комнаты, и часто остававшийся ночевать. Иногда он допоздна работал здесь в полуподвальном помещении первого этажа при свечах, убежав от суетности мира, совсем как его Мастер. В выходные дни приятели вместе ходили на близлежащую Кропоткинскую набережную Москвы-реки, где булгаковский Иван, сняв с себя одежду и "помахав руками, чтобы остыть… ласточкой кинулся в воду, а потом с круглыми от ужаса глазами плавал в пахнущей нефтью черной воде мимо изломанных зигзагом береговых фонарей" как раз напротив шоколадной фабрики "Октябрь".В 80-х годах в доме жил художник Владимир Курский, хранивший комнату Михаила Булгакова в том виде, в котором она была при жизни писателя. Теперь же на дом можно посмотреть только с улицы.ДОМ МАРГАРИТЫ НА ОСТОЖЕНКЕСтанция метро "Кропоткинская", улица Остоженка, 21 "Домом Маргариты" называют соседствующий с Храмом Христа Спасителя готический особняк на Остоженке – нынешнее здание посольства Египта.История особняка тоже не обошлась без тайн. В 1903 году, практически сразу после завершения строительства уже второго в истории семьи особняка, жена Льва Кекушева выставила его на продажу. Затем бесследно исчезла огромная скульптура льва — фирменный знак архитектора, а в довершение всего после Октябрьской революции 1917 года бесследно исчез и сам архитектор. До сих пор ничего не известно о дате и месте его смерти, имеются только предположения, что он мог умереть в психбольнице как раз в это время, поэтому семья предпочла инсценировать мистическую смерть.ДОМ ПАШКОВАСтанция метро "Арбатская", "Александровский сад", "Боровицкая", улица Воздвиженка, д. 3/5 Архитектору и масону Матвею Казакову было суждено заканчивать проекты архитектора и масона Василия Баженова (именно ему принадлежит строительство здания Сената в Кремле, дворцового комплекса в Царицыно, и, вероятно, дома Пашкова).При Казакове центр Москвы стал кирпичным, частные особняки его проектировки оказались самыми изящными и современными по стилю постройками, скорее, напоминающими, дворцы, чем дома. Казаков скончался в 1812 году в Рязани, не пережив известия о том, что созданная им Москва сгорела.Дом Петра Егоровича Пашкова овеян большим количеством тайн. Парадный вход разместился с противоположной Кремлю стороны, в Староваганьковском переулке, так что создавалось впечатление, что здание демонстративно повернулась спиной к власти. Зато из его окон и с террас открывался прекрасный вид на все, происходившее в Кремле. А по холму разгуливали павлины, летали попугаи, в прудах плескались лебеди и работал хрустальный фонтан. Настоящий дивный дворец из "Аленького цветочка"!Как и положено масонскому зданию, внешние и внутренние стены были богато украшены мистической символикой. В нем проходили масонские собрания, а одно время проводились спиритические сеансы, но, по странному стечению обстоятельств, участники этих сеансов стали умирать один за другим. Говорили, что дом стал прибежищем нечистой силы и каждую пятницу, тринадцатого, а также в Вальпургиеву ночь в нем собираются бесы и прочая нечисть.После Отечественной войны 1812 года дом отошел казне, и в нем к середине XIX века открылся первый публичный Румянцевский музей Москвы. После Октябрьской революции здание превратилось в Российскую государственную библиотеку, где теперь расположены фонды отдела рукописей. Возможно, благодаря им в доме до сих пор обитают призраки. Например, призрак известного коллекционера Рубакина, завещавшего 80 000 своих книг России, которые ныне хранятся в РГБ. Москвичи, все еще посещающие библиотеку, утверждают, что, стоит поднести губы к огромной полке с книгами и тихонько позвать его на помощь – и нужная книга непременно отыщется. А по ночам звук шагов призрака и кашель можно услышать в читальном зале, где он наверстывает упущенное – ведь при жизни Рубакин успел прочитать лишь 250 тысяч книг. Возможно, появление призрака связано с тем фактом, что урна с прахом Николая Рубакина после возвращения из Лозанны, где умер коллекционер, некоторое время перед захоронением на Новодевичьем кладбище стояла на полке в Библиотеке имени Ленина между книгами его собрания.Именно с крыши дома Пашкова Воланд и Азазелло, герои "Мастера и Маргариты", любовались Москвой. А перед ними, по легенде, сюда поднимался Наполеон, а затем, в 1818 году, король Пруссии Фридрих Вильгельм III (отец будущей жены Николая I), где он вместе с Александром I и двумя своими сыновьями осмотрел полуразрушенный город, затем будто бы встал на колени и взволнованно произнес: "Вот она, наша спасительница". В память об этом событии на ограде была укреплена небольшая императорская корона, а балкон стали называть "балконом трех императоров".Дом Пашкова неустанно продолжают связывать с исчезнувшей библиотекой Ивана Грозного и существованием неизвестной ученой подземной Москвы. В прошлом веке на территории Пашкова дома случайно был обнаружен огромный белокаменный колодец, ведущий на большую глубину, предположительно, в подземный город Алевиза Нового. Однако работы были прерваны указанием свыше.АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САДСтанция метро "Александровский сад", улица Воздвиженка Датой основания сада, названного так в честь царя Александра I, принято считать 1812 год. До этого здесь располагались Кремлевские сады, а еще раньше – протекала зловонная речка Неглинка.Александровский сад не всегда был таким, каким привыкли видеть его сейчас москвичи и гости столицы. Одно время его облюбовали для своих темных дел "хитрованцы", так что публике не следовало быть слишком беспечной. Не случайно булгаковская Маргарита встречает пригласившего ее к Воланду Азазелло именно здесь.А еще говорят, в сумерки тут можно встретить призрак Берии, высматривающего в толпе гуляющих хорошеньких женщин, перед тем, как переместиться на Патриаршьи пруды.В наши дни в сад ходят погулять, посмотреть на Вечный огонь у Могилы неизвестного солдата и загадать желания.Одно из самых важных мест – Итальянский грот из каменных пушечных ядер, выложенный обломками московских зданий, разрушенных армией Наполеона. Если загадать желание и найти в стенах монетку, то оно обязательно сбудется, но на место "счастливой" монетки нужно положить новую.Второе место – фонтан в виде четверки коней у Охотного ряда. Желание сбудется, если погладить коней, а для этого придется искупаться в фонтане. Есть и более экстремальная версия: нужно обойти вокруг коней один круг по колено в воде, дотронуться до любого из копыт и с головой окунуться в воду. Особенной любовью этот фонтан пользуется в июне-июле у поступающих в московские ВУЗы абитуриентов.И, наконец, – скульптура старика с золотой рыбкой, еще один предмет студенческого поклонения. Если трижды погладить рыбку по спине слева направо круговыми движениями, непременно вытащишь счастливый билет на экзамене.