«Квартет И»: Мы подходим друг другу
Сначала был «День выборов»… А потом «День радио» и «О чем говорят мужчины». В итоге Ростислав Хаит (45), Алексей Барац (45), Александр Демидов (45) и Камиль Ларин (49) стали почти классиками – над их «Бельдяжками», «крутоном» и «перепончатым серпнем» смеешься каждый раз одинаково громко. Теперь они готовят новый спектакль. Спустя четыре года после выхода «Писем и песен мужчин среднего возраста…». Постановка «…В Бореньке чего-то нет» − это не просто мужские разговоры под театральными софитами, а что-то большее. Подробности − в нашем интервью. На третьем этаже ДК им. Зуева у «Квартета» целый офис. Обитают они там уже много лет. Над кожаным диваном фотографии актеров (и не только «Квартета»), напротив – телевизор (сейчас там хоккей по «Матч-ТВ»), с левой стороны – костюмерная, с правой – кабинет для важных встреч. В кресле Максим Виторган (он в спектакле играет главную роль), с Хаитом они сейчас обсуждают хоккей. Александр Демидов пытается кому-то дозвониться – в руках у него, кстати, самый обычный кнопочный телефон. Камиль Ларин подписывает собственную книгу стихов, а Алексей Барац решает важные вопросы: несколько встреч, телефонные звонки и обед на ходу. Одет (единственный среди них) по-деловому. Собрать их вместе в этом кабинете трудно − это так сейчас случайно получилось: если они не репетируют, то заняты каждый своим делом. Приходится вежливо просить: «А можно вас теперь на сцену отправить сфотографироваться?» − «Да отправляйте, пожалуйста», − отвечает Барац и изображает мое неловкое топтание у двери. По пути на сцену они рассказывают мне о спектакле. «Это история о кинорежиссере, который вдруг понял, что всю жизнь снимал не то. И вот, он решил сделать кино, которое нашло бы отклик у каждого. Я, например, играю одного из сценаристов по имени Кирилл. По сюжету Максим решил собрать людей, которые раньше с ним учились, чтобы все приняли участие в его новом кино. Но, конечно, все так просто не выходит. Так что там будет и комедия, и драма…» Слава Хаит (очень загорелый − только что вернулся из отпуска) подхватывает: «Боренька – это я, он директор картины, но главный герой − Максим. Мы сначала хотели назвать спектакль «…В Бореньке чего-то нет», а в скобочках: «Про Максима». (Смеется.) Спектакль, кстати, примечателен тем, что мы впервые выходим на сцену не под своими именами. Моему герою 53 года… Но грим вряд ли будет – я же и так лысый». Пробные показы у них уже были, и, по словам Хаита, несмотря на драму, люди смеялись. В центре трагедии, кстати, окажется Александр Демидов, которому досталась роль интеллигентного сценариста Гриши – от него уходит жена. Причем к лучшему другу. А дальше, говорят «квартетовцы», надо смотреть. Но самое главное − больше никаких типичных образов, в которых мы привыкли видеть «Квартет». «Ребята, когда писали сценарий, пошли на сопротивление, − рассказывает Демидов. − Камиль в каждом фильме пьет, я – такой дурачок-простачек, Слава с Лешей − продюсеры либо друзья не разлей вода. Но теперь все меняется, чтобы отойти от привычных образов». Саша – вдумчивый, сосредоточенный и абсолютно творческий. У него, между прочим, еще и свой музыкальный проект есть – «Демидов Band». Но об этом (он обещает) позже, а пока «в кои-то веки непьющий» Камиль Ларин знакомит меня с его героем. «Я играю артиста, который заменил выбывшую звезду – актера Калмыкова (Алексей Макаров). И да, мой герой не пьет впервые. В спектакле даже есть такая фраза Бореньки: «Зато не пьет!» (Смеется.) Мой герой не ловит звезду, но позволяет себе просить на площадку имбирный чай с медом и лимоном, а все для того, чтобы не подвести никого, чтобы не заболеть. А еще он недавно купил квартиру любовнице (копил год)…» Они признаются, выпускать спектакль впервые за четыре года («это уже традиция») – непросто. Тем более что в «Бореньке» у них происходит «вливание свежей крови». Здесь будет не только всем привычный «Квартет И», но и Павел Майков, Алексей Макаров, Михаил Полицеймако, Ирина Гринева, конечно, Максим Виторган и другие. ««Квартет И» начинался с ГИТИСа, − рассказывает Барац, − мы все учились на одном курсе. А после окончания было непонятно, куда идти дальше. Играли мы только в учебных спектаклях, а в театр поступать не хотелось. Но хотелось придумать что-то свое». Так они впятером (есть в «Квартете» еще один человек – режиссер Сергей Петрейков) ставили спектакли в арендованном учебном театре ГИТИСа. «Сережа – москвич, у него была двушка в центре Москвы, которую он сдавал французу за две тысячи долларов – на них-то мы и существовали. Вива ля франс, как говорится». Билеты продавали на улицах, перед театром, костюмы шили через знакомых, а гладили и стирали дома. Сначала они работали «методом этюдов», делали пародийные постановки, первым спектаклем был «Это только штампы». Потом переписывали Мольера под себя и смотрели американские импровизации, чтобы подчерпнуть что-то для своих спектаклей. И уже после всего этого появился спектакль «День радио». А потом родились другие постановки. В том числе «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», который позже стал фильмом «О чем говорят мужчины». Правда, не все картины были приняты с таким успехом, как первая часть «Мужчин». После недавнего выхода на большие экраны второй части «Дня радио», который получился «на четыре с минусом», придется восстанавливать творческую репутацию, признается Хаит. «Фильм «Быстрее, чем кролики», например, финансово упал, хотя некоторым и понравился. Но мы понимаем, это не то, чего от нас ждали. На второй части «Дня выборов» мы ничего не заработали, просто отбили бюджет. Но теперь пора возвращаться в нашу весовую категорию. И наш самый серьезный бренд – «Мужчины». Первую часть все любят. Вторая часть собрала в два раза больше денег, чем первая, хотя и были отзывы, что, мол, «грустновато». И мы слышим это и все понимаем». Театр для них − все-таки более понятная история. В «Бореньке», например, они уверены. Просто потому, что «мы всегда делали то, что хочется, и чаще всего это совпадало с ожиданиями публики». Да и работают они сообща: Слава с Лешей занимаются режиссурой и продюсированием, а Камиль и Саша – в основном, актерской частью. Понимают друг друга с полужеста, хотя совершенно разные. А когда выходят на сцену, снова те самые ребята с экрана: с бывшими и настоящими женами, проблемами, путешествиями, выборами, нелепыми ситуациями и, конечно, с отличным чувством юмора. «Все дело в коллективной работе. Тут главное − слушать друг друга, постоянно что-то пробовать, − считает Камиль. − Многие опытные актеры прекращают заниматься этюдной работой, а мне кажется, что это очень важно, чтобы понимать, как нужно вести себя на сцене, прочувствовать сценарий, а не просто читать его с листа». А вот Алексей Барац как продюсер уверен, что «секрет успеха – наработанный стиль и до мелочей выверенная пьеса. Помимо этого, в любой работе должна присутствовать командность». Несмотря на «разность», все они подходят друг другу по характерам, считает Ростислав: «С Лешей мы больше друзья, чем партнеры. С ним я провожу больше времени, чем со своей девушкой! У нас четверых есть взаимное уважение и принятие нашего сосуществования – это очень важно. Я не могу сказать, что не посещают мысли закончить, но это все несерьезно». Без «Квартета», считает Слава, он был бы кем-то вроде Ринго Стара. «Вы знаете, что с ним происходит после Beatles? Вот и я не знаю». «Да, мы – семья. Мы сделали «Квартет И» таким, какой он есть сейчас. И уходить из семьи было бы глупо», − поддерживает Ларин. Есть у них и другие занятия. Камиль, например, пишет стихи. «Год назад я выпустил книжку «СтихоТворения» совместно с друзьями: актерами, музыкантами, режиссерами… Просто однажды выяснилось, что каждый из нас пишет по чуть-чуть и все эти стихотворения на уровне. 17 участников. Среди них и Саша Демидов, и Нонна Гришаева, Алексей Кортнев, братья Крестовские, Сергей Галанин». А теперь он хочет выпустить собственный сборник – «набрался наглости», уже даже видел макет книги. Если все будет хорошо, книга выйдет к его юбилею – 10 ноября. Кстати, послушать Камиля можно будет в «Крокус Сити Холле» 19 ноября: «Там мы с Алексеем Кортневым делаем совместный концерт «Два по пятьдесят» − у нас юбилеи». Александр Демидов, стихи которого тоже вошли в сборник Камиля, не только пишет для «Русского пионера», но еще и давно занимается музыкой. Его первый альбом, записанный с группой «Бобры», вышел семь лет назад. За ним – и второй, а уже в составе собственного коллектива «Демидов Band» вышел третий альбом. Музыкального образования у Саши нет, «но с детства был хороший слух и голос», зато есть немаленькая аудитория (от 100 до 500 человек). Демидов играет бард-рок, стихи и музыку пишет сам. А еще устраивает творческие вечера под названием «Александровский сад», где выступает в роли интервьюера своих друзей-музыкантов. Он признается, публика часто относится к нему предвзято. «Я заложник своего образа. Меня воспринимают исключительно как участника «Квартета И». Иду сниматься в другой фильм – все понятно, наверное, заплатили большие деньги или отрабатывает гонорар. Или еще есть версия: «Почему он без ансамбля?» Меня это расстраивает. И не потому, что я хочу уйти из «Квартета», я просто хочу расширять собственные рамки во всех направлениях. Мне есть что сказать». Их поклонники – люди интеллигентные, «никакого панибратства», хотя иногда и подходят с вопросом: «Ну че, какая у тебя там шутка фирменная?» Чаще всего, кстати, говорят, когда ловят Демидова где-нибудь в аэропорту: «У меня к Вам два вопроса. Первый: Камиль в жизни так же пьет? Второй: а Леша – голубой?» Они улыбаются, шутят и даже за самые абсурдные вопросы – благодарят. После интервью они снова идут репетировать. До премьеры осталось меньше месяца, и материал уже почти готов. Нужно только сменить декорации и собрать всех на генеральный прогон. И пусть они немного нервничают, но почти на 90% уверены – спектакль зрителям понравится.