Можайский — пионер мировой авиации

15 ноября 1881 русскому морскому офицеру Александру Фёдоровичу Можайскому был выдан первый в России и второй или третий в мире патент на самолёт. Этому событию предшествовало 25 лет расчетов, теоретических выкладок, испытаний отдельных элементов и массогабаритных моделей, борьбы с бюрократией и консерватизмом. Идея создания самолета по собственному проекту пришла к Можайскому, по свидетельству его сына, около 1856 года. Стало ли это результатом наблюдения за полетом птиц, размышления над работой гребных винтов или прочтения работ иностранных исследователей, мы скорее всего уже не узнаем. В начале 60-х годов он начинает расчитывать элементы конструкции на бумаге, пытается заранее выявить и прояснить все ключевые вопросы будущего предприятия. Спустя десять лет, в 70-х он уже совершает полеты на постороннем по собственному проекту планере, запряженном тройкой лошадей. Чуть позже в манеже кавалерийской школы в Петербурге проводит успешные опыты с моделями самолетов, оснащёнными миниатюрными пружинными двигателями, чем подтверждает правильность своих теоретических выкладок. В 1877 году военно-морское ведомство, заинтересованное работой изобретателя, выделяет ему 3000 тысячи рублей на дополнительные изыскания, Можайский эти изыскания проводит и на следующий год приходит к выводу что для завершения проекта понадобится ещё 19 000. О результатах исследований он подробно рапортует, но денег ему не дают. Мотивы отказа оспариваются историками до сих пор, но и среди них нет единства. Так или иначе, Можайский продолжил работу, получил патент, построил полноразмерный пилотируемый и оснащённый двумя двигателями и тремя винтам самолёт и испытал его. Результаты испытаний оказались плачевными. Самолёт разбился при попытке взлёта. Был ли перед аварией отрыв от земли или не было — до сих пор не ясно. Но сами испытания точно имели место. И это само по себе делает нашего соотечественника А.Ф.Можайского самым успешным на тот момент пионером авиации в мире. Ведь до него были лишь англичанин У. С. Хенсон, который запатентовал самолёт, но не постелил его, и француз Ф. дю Тампль, который построил самолёт, но по некоторым данным так и не испытал его. Можайский — образец русского морского офицера. Воспитанник кадетского корпуса, он всю жизнь отдал службе, был блестяще образован и неоднократно проявлял себя в самых различных условиях. По его чертежам строили в Японии шхуну взамен разбитого фрегата Диана, он составил описание акватории Аральского моря, участвовал в экспедициях, управлял кораблями и преподавал курс морской практики. За 40 лет службы он прошёл путь от мичмана до генерал-майора, сменил множество должностей, всегда с честью исполняя свой долг. История не помнит образцовых, она помнит лишь выдающихся. Можайский был образцовым офицером и выдающимся инженером. И именно как инженера-изобретателя его знают до сих пор все интересующиеся авиацией. Жизнь Александра Фёдоровича Можайского — пример служения своей стране, преодолевающего все преграды: профессиональные, должностные, бытовые и бюрократические. Имя Можайского носит военно-космическая академия в Санкт-Петербурге, и если каждый её выпускник будет как и Можайский будет отдавать свой ум и сердце Отечеству не только на службе, но вне её, России нечего беспокоится за своё будущее.

Можайский — пионер мировой авиации
© ИА Regnum