Заявление Румаса об убытках белорусской стороны, нанесенных российским налоговым маневром, являются подготовкой к встрече Лукашенко и Путина, считает независимый эксперт по Белоруссии и ЕАЭС Дмитрий Болкунец. На кону 3-4 млрд ежегодной белорусской сверхприбыли Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас заявил, что Минск из-за налогового маневра в России якобы потерял 330 млн долларов. Из них прямые потери бюджета Белоруссии составляют 130 млн долларов, а потери белорусских НПЗ – 200 млн долларов. Данное заявление является типичным для белорусского кабинета министров, поскольку там привыкли получать из России прямые и косвенные дотации, а любое их сокращение характеризовать, как потери. Ведь сутью налогового маневра является постепенная (в течение 6 лет) отмена экспортной пошлины на энергоресурсы в РФ и симметричное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это было сделано Москвой, чтобы внутренние цены на нефть в России сравнялись с общемировыми. Данный процесс вызвал немало трудностей, из-за чего Москве пришлось вводить «обратный акциз», чтобы цены на бензин и дизельное топливо в России не росли выше инфляции, поскольку это является главным приоритетом российской экономической политики. Для Белоруссии такое российское решение стало серьезным стрессом, ведь в Минске привыкли получать сверхприбыли от нефтяных отношений с Москвой. Белоруссии не надо было платить экспортную пошлину при закупке нефти в России, что и давало сверхприбыль, но теперь вместе с постепенным повышением российского НДПИ данной практике приходит конец. Белорусская сторона ведет постоянную лоббистскую работу для того, чтобы получить уступки России по данному вопросу, периодически грозясь начать закупки у других поставщиков, но в реальности единственное, что нужно Минску, является сохранение старого порядка цен. Требования Белоруссии иногда впечатляют, поскольку они сводятся к тому, что Минск просит для своих НПЗ цены на нефть меньше тех котировок, по которым сырье будет предлагаться российским нефтеперерабатывающим заводам. Интересно, что такая точка зрения обосновывается некой «справедливостью», понятной только белорусскому политическому руководству. «Ежегодно Белоруссия за счет разницы цены на нефть в России и на мировом рынке зарабатывала от 2 до 5 млрд долларов в год в зависимости от характера котировок, поэтому на кону стоят очень большие для белорусской экономики деньги», - заключает Болкунец. Учитывая, что в 2019 году налоговый маневр прошел только одну шестую часть пути, эти 330 млн рискуют вырасти в, как минимум, 1,98 млрд долларов, но здесь нельзя говорить о потерях, ведь эти преимущества Минска не являются его правом, а преференциями Москвы. «Белорусы здесь занизили цифру, поскольку в последние годы они имели норму сверхприбыли в 3-4 млрд долларов в год благодаря перепродаже российских нефтепродуктов. Это была чистая прибыль, которая шла в белорусский бюджет и не только», - констатирует Болкунец. Дмитрий Викторович замечает, что в этой истории присутствовали «серые схемы», особенно когда разговор заходил до поставки нефти из Белоруссии на Украину по черным каналам для нужд украинских вооруженных сил. Белоруссии придется пойти на уступки «Белорусская сторона продолжает рассматривать российский налоговый маневр, как меру, разработанную для того, чтобы навредить экономике этой страны, но это не так, поскольку данный проект был реализован для стимуляции нефтепереработки в России», - резюмирует Болкунец. Это внутреннее решение России, на которое не влияет фактор Белоруссии, а что касается цифр, приведенных Румасом, то они представляют собой стоимость одного самолета, на котором летает белорусское руководство в Сочи или Москву. «В этом плане характерно, что пресс-служба белорусского президента недавно пожаловалась на то, что Александру Григорьевичу не хватает денег на новый самолет и предложила населению страны скинуться главе государства на покупку лайнера», - заключает Болкунец. Что касается российско-белорусского политического диалога, то, как отмечает Болкунец, все ожидали, что 8 декабря в день двадцатилетия Союзного государства России и Белоруссии наши страны подпишут «дорожную карту» по дальнейшей интеграции, но этого не случилось. «На этой встрече планировалась одна или даже три «дорожных карты», но ничего не произошло, поскольку Лукашенко «встал в позу» (он сам любит так говорить) и потребовал от Москвы сначала дать деньги и особые преференции по нефти и газу, а уже потом что-то подписывать. Это привело к изменению тактики Москвы на переговорах с Минском», - констатирует Болкунец. По словам Дмитрия Викторовича, все рассуждения Лукашенко о глубокой интеграции с Россией за последние 20 лет закончились ничем, поэтому российская сторона не пошла на уступки белорусам по нефти и газу до подписания интеграционного соглашения. «Если посмотреть на риторику Лукашенко, то перед каждыми президентскими выборами он обещал России, что наступает момент истины и будет углубление интеграции, но ничего такого не происходило, а Москва с начала нулевых годов влила в белорусскую экономику порядка 137 млрд долларов (на 1 января 2020 года) прямых и косвенных дотаций», - резюмирует Болкунец. Это огромные деньги, и Москве хотелось бы получить на это симметричные шаги от Минска, чему и будет посвящена очередная встреча на высшем уровне Путина и Лукашенко в Сочи.