Транзит белорусских нефтепродуктов через Россию ударит по прибалтийским портам
Белоруссия будет переносить транзит нефтепродуктов с прибалтийских портов на российские, но процесс этот не будет быстрым в силу прежних налаженных связей, считает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Россия может предложить Белоруссии более выгодные условия для поставок нефтепродуктов через российские порты. "Это не только РЖД, это тарифы портов", - сказал замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, поясняя, как Москва может стимулировать Минск использовать российские порты. "Мы им создадим условия, чтобы не гнали продукты через прибалтийские порты. Мы их создаем. Соответствующие материалы доложены, работа идет весьма активно, поручение получено", - заявил Молодцов. Напомним, что ранее президент РФ Владимир Путин дал поручение обязать белорусские НПЗ задействовать порты России при поставках нефтепродуктов. Месяц назад в правительстве Литвы высказались в том духе, что наиболее выгодным вариантом экспорта нефтепродуктов для Белоруссии является путь через через территорию Литвы и ее Клайпедский порт. Белоруссия перерабатывает 18 миллионов тонн в год - из общего объема поставляемой из России нефти (24 миллиона тонн по беспошлинному тарифу). Поиск баланса Белоруссии, действительно, долгое время было выгодно использовать прибалтийские порты, и в таких случаях всегда нужно искать баланс, компромисс, говорит Станислав Митрахович. "Думаю, переход Белоруссии на российские порты будет происходить по мере развития инфраструктуры этих портов, но ожидать быстрого разворота, того, что Минск откажется от кооперации с Прибалтикой - учитывая их налаженные связи - не стоит", - сказал эксперт. Сейчас экономические отношения России и Белоруссии вступили в период стабильного взаимопонимания (достигнуты договоренности по поставкам нефти, разрешен газовый вопрос), поэтому, отметил Митрахович, Москва не будет давить в этом смысле на Минск. Преодоление инерции Ранее эксперт ВШЭ по Белоруссии Дмитрий Болкунец говорил ФБА "Экономика сегодня", что Белоруссия использует терминалы в семи портах - в Клайпеде, в Таллине. "Россия в данном случае хочет загрузить мощности порта, построенного под Петербургом, и рассчитывает на те объемы которые дает Белоруссия. Кроме того, в условиях санкций Россия рассматривает и возможности загрузить и свои мощности, и убрать конкурентов, те самые балтийские порты. Для стран Балтии, учитывая их масштабы, других вариантов использовать свои терминалы, кроме как работать на Россию и Белоруссию, нет", - пояснял Болкунец. Сам факт того, что РФ переводит белорусский транзит на свои порты, меняет акценты, считает Станислав Митрахович: снижается долгосрочная конкурентоспособность прибалтийских портов, ведь "чем меньше через них переваливается, тем сложней находить деньги на модернизацию и развитие". В этом плане Прибалтика будет сильно терять, ее порты окажутся менее конвертоспособными на фоне российского развития - все-таки, подчеркнул эксперт, у России есть и порты, и продукт транзита, а у прибалтов только транзитные мощности. "Это, впрочем, не значит, что они быстро закроются, ведь бизнес - это система с налаженными связями. Это подтверждает история с антироссийскими санкциями, которые вовсе не отменили ключевые бизнес-контракты с Западом. То же самое и здесь - все будет меняться, Белоруссия начнет перебираться на российские порты, но инерцию придется долго преодолевать", - сказал Станислав Митрахович.