Споры по Конституции Грузии: а воз и ныне там
Работа над поправками в Конституцию началась спустя месяц после того, как правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" выиграла парламентские выборы, получив конституционное большинство. Это дает ей возможность единолично принимать в парламенте любые законы, а также преодолевать вето президента без учета мнения оппозиции. "Грузинская мечта" обещала провести такую конституционную реформу, которая станет результатом всеобщего консенсуса. Но результаты работы Государственной конституционной комиссии, большинство в которой представляла "Грузинская мечта", не понравились ни президенту, ни ведущим оппозиционным партиям, ни авторитетным НПО и экспертам, ни омбудсмену. Сам проект поправок уже принят в двух чтениях и правящей партии остается только принять его в окончательном третьем чтении и отправить на подпись президенту. Предположительно, это произойдет уже осенью этого года. Поправки вступят в силу после оглашения итогов президентских выборов осенью 2018 года. Что не нравится в проекте Конституции Основные претензии к тексту поправок в Конституцию Грузии касаются отмены прямых выборов президента Грузии, распределения мест в парламенте и даты перехода исключительно на пропорциональную систему выборов в парламент, то есть по партийным спискам. Согласно запланированным изменениям, парламент из 150 депутатов будет избираться не по смешанной системе (77 по пропорциональным спискам и 73 по одномандатным округам), а полностью по пропорциональной. Однако, эта норма вступит в силу не к предстоящим парламентским выборам, а только в 2024 году. Кроме того, вводится запрет на создание избирательных блоков для участия в выборах. Также меняется принцип распределения мест в парламенте. По действующей системе, мандаты в первую очередь распределяются между партиями в соответствии с полученными голосами. Часть оставшихся мандатов передают партиям, получившим менее шести мест в парламенте, чтобы они смогли создать фракции, а другую часть — в порядке очередности делят между остальными партиями, прошедшими в парламент. По новой системе, партия, набравшая больше голосов, получит и все нераспределенные места в парламенте. А именно количество полученных нераспределенных мандатов партией, набравшей больше всего голосов, не должно превышать 35% от полученных основных мандатов. Если нераспределенных мандатов окажется больше, их пропорционально распределят между остальными партиями, получившими не менее 5% на выборах. Кроме того, количество полученных мандатов не должно превышать 89. Меняется и система выборов президента Грузии. Если до сих пор президента Грузии избирали граждане страны путем прямого голосования, то теперь его будут выбирать 300 выборщиков. Выборщиками будут депутаты парламента страны, все члены Верховных советов Абхазии (в изгнании) и Аджарии, а также представители органов самоуправления регионов. Переговоры без итогов Неделю назад правящая партия заявила о готовности сесть за стол переговоров с оппозицией, чтобы наконец достичь консенсуса по Конституции. Лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе заявил перед началом переговоров, что они готовы идти на компромисс и вести диалог с оппонентами. Во время встречи с оппозицией он попросил партии прислать свои предложения в письменном виде. Оппозиционные партии просьбу Талаквадзе учли и парламентское большинство получило четыре документа с неизменными требованиями оппозиции. Во всех документах главным требованием был переход на выборы по партийным спискам в парламент Грузии уже в 2020 году, что неприемлемо для власти. И только после этого оппозиция была готова начать обсуждение. Парламентское большинство назвало такое требование ультиматумом. "Невозможно вести дискуссию в парламентском большинстве и начинать очередной раунд диалога с оппозицией в условиях, когда оппозиционные партии выдвигают ультиматум, как условие для начала переговоров, и не предсталяет список вопросов, в случае отражения которых в документе, они поддержат поправки в Конституцию", — говорится в заявлении большинства. Оппозиция посчитала такой подход правящей партии трусостью. "Власти сбежали с переговоров. Теперь они пытаются найти в оппозиции каких-нибудь сторонников, но это не выйдет, так как все знают, что целью правящей партии является сохранить власть в 2020 году, и она использует для этого Конституцию", — сказал лидер "Национал-демократической партии" Бачуки Кардава. Один из лидеров "Единого национального движения" Ника Руруа назвал подход большинства поражением. "Власти фактически проиграли, так как они сами отказались от переговоров, а не оппозиция", — сказал Руруа. Что дальше Совсем скоро, несмотря на сорванные переговоры, представителям власти и оппозиции все же придется поговорить о поправках в Конституцию Грузии. Председатель Венецианской комиссии Джани Букиккио пригласил обе стороны 6 сентября в Страсбург. Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. Комиссия анализирует законы, затрагивающие проблемы конституционного права. Заключения комиссии широко используются Парламентской ассамблеей Совета Европы как отражение европейских стандартов в области демократии. Официально Грузия стала членом Венецианской комиссии в 1999 году. С тех пор она внимательно следит за метаморфозами главного закона Грузии. Нынешние поправки в Конституцию Грузии комиссии в целом понравились, однако она считает, что высокий проходной барьер и запрет на создание блоков порождает угрозу доминирования правящей партии в законодательном органе после выборов. Серьезной критике подверглась предложенная система распределения мандатов в парламенте по итогам выборов. Венецианская комиссия считает, что предложенный вариант вызывает сомнение в равноправном положении всех партий и может вызвать непропорционально большое представительство одной партии в парламенте. При этом европейские эксперты не против отмены прямых президентских выборов. Однако в заключении сказано, что с учетом представленной системы выборов в парламент и того, что для избрания президента нужно более половины голосов выборщиков, из которых 150 — депутаты, есть большая вероятность того, что главой государства станет кандидат от большинства, что негативно отразится на нейтральной роли президента.