Бензиновые реки

На границе с Украиной растет количество попыток провоза контрабандного моторного топлива. Если в 2016 году курскими таможенниками было возбуждено 39 административных дел за незаконный провоз через границу бензина и дизтоплива, то лишь за первые два месяца 2017 года — уже 10 дел. По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ), топливо, как правило, вывозится гражданами Украины из пограничных российских областей. По экспертным оценкам, размеры контрабанды измеряются в 200–300 тыс. т топлива, или 11–17 млрд рублей в год. «Контрабас» для водителя В Харьковской области — самый дешевый бензин и дизельное топливо на Украине. В 2014 году контрабандным топливом, или, как его называют в Харькове, «контрабасом», торговали прямо на улицах города. Центром по продаже бензина стали проспект Героев Сталинграда и Окружная дорога — здесь разливали топливо из канистр или пластиковых баклажек. В 2015–2016 годах контрабандистам пришлось уйти в тень. В настоящее время в Харькове по-другому заправляются нелегальным бензином или дизелем. Самый простой способ — найти в интернете контакты и связаться с продавцом нелегального горючего с помощью мессенджера Viber. Торговец может доставить бензин непосредственно к автомобилю. — Я оставляю машину на ночь на платной автостоянке и заказываю определенное количество топлива, — рассказал «Известиям» харьковчанин Егор Ушанов. — Деньги кладу в нишу рядом с горловиной, в которую заливается топливо, и закрываю лючок бензобака. Утром машина заправлена. Причем проблем с недоливом не было. Деньги не пропадали, конфликтов заправщика с охранниками тоже не случалось — все предупреждены. Экономвариант Большинство горожан заправляются в гаражах на городской Окружной автодороге. Весть о таких заправках расползается с помощью сарафанного радио. Залить бак у частников дешевле: если дизельное топливо на официальных заправках в перерасчете на рубли стоит 47–49 рублей (22–23 гривны) за литр, то в гаражах — около 40 (17 гривен). Литр бензина марки Аи-95 и Аи-92 будет дешевле на 10 рублей (2–4 гривны), чем у официалов. Владимир Игнатенко (имя изменено. — «Известия») держит точку по продаже топлива в гараже на Окружной. Все они выглядят одинаково — в подвале и по периметру расположены стеллажи с емкостями, заполненными бензином. Старенькая «Волга» с замаскированным нештатным баком, на которой Владимир доставляет бензин из России, стоит в другом месте — от греха подальше. По данным российских таможенников, контрабанду возят в основном жители приграничных областей Украины. Причем необязательно незаконным способом. Из России можно вполне легально выехать с полными баками и канистрой, куда залито 10 л бензина. Этим пользуются контрабандисты. Топливо через границу возят седельные тягачи для фур — в их баки вполне законно можно залить 1–1,5 т дизеля. Используются также минивэны или пикапы, где есть штатные баки, вмещающие более 100 л бензина. На них нередко делают по несколько рейсов в день через границу. Тем, кто победнее, приходится рисковать. Они покупают подержанные еще советские автомобили, которые оснащают потайными баками. Выигрыш для контрабандистов не такой уж и большой. В Курской области бензин Аи-92 стоит от 34 рублей за литр. На Украине его можно продать за 17–20 гривен, то есть где-то за 40–42 рубля. Но из-за отсутствия работы люди идут на риск. И попадаются, несмотря на ухищрения. А как рассказали «Известиям» покупатели топлива, многие торговцы повышают рентабельность бизнеса старинным способом — просто разбавляют бензин водой. Сложная конструкция Провезти контрабанду через российскую границу не так-то просто. Российские таможенные посты оснащены МИДК (мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами), которые позволяют без вскрытия и разгрузки машины обнаруживать тайники. По словам таможенников, ионизирующее излучение прибора — безопасное как для транспорта, так и для грузов — дает изображение внутренних полостей и конструкционных узлов транспортного средства и перевозимых в нем товаров. Российские таможенники знают уловки контрабандистов и находят спрятанное топливо в самых неожиданных местах. В 2016 году на пункте пропуска «Суджа» был задержан микроавтобус Ford Econoline, под полом которого таможенники нашли две емкости из полимерного материала сложной конструкции с 405 л дизельного топлива. На пункте «Крупец» был задержан ВАЗ-21140, внутри спинки заднего сиденья которого была обнаружена металлическая емкость. За незаконный провоз топлива нарушителей ждет серьезное наказание. — При нарушении правил перемещения дизтоплива и бензина через границу возбуждается дело об административном правонарушении, в рамках которого изымается не только товар, но и автомобиль, — рассказал «Известиям» начальник службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления Виктор Шпак. Транспортное средство в данном случае рассматривается как «орудие совершения административного правонарушения». Решение об изъятии топлива и автомобиля принимается судом, а контрабандисты, как правило, признаются нарушившими ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование по установленной форме товара». Сушей и морем По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, Россия никогда не была стратегическим поставщиком моторного топлива для Украины. В последние годы до 70% бензина и солярки поступало на Украину из Белоруссии. А по данным украинского эксперта топливного рынка, заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, в 2016 году рынок потребления моторного топлива Украины оценивался примерно в 7 млн т нефтепродуктов и 1,2 млн т сжиженного газа. Россия поставила из этого объема 1% бензина, 20% дизеля и 56% сжиженного газа. В 2016 году примерно половина поступающего на Украину топлива производилась в Белоруссии — 50% бензина и 48% дизеля. По мнению Геннадия Рябцева, «поставки контрабандного топлива составляют несколько процентов от общего объема, находящегося на рынке». То есть речь идет о сотнях тысяч тонн моторного топлива в год. По словам украинского эксперта, на юге в украинские портопункты Черного и Азовского морей заходят баржи с 3–5 тыс. т, как правило, контрабандного дизеля. Такие случаи фиксируются в Одесской, Запорожской и Херсонской областях. На востоке страны топливо через границу везут автотранспортом. По словам эксперта, контрабанда идет на Украину, так как здесь выше цены, чем у соседей (России, Белоруссии и др.), практически отсутствует контроль качества топлива плюс на местном уровне легче решаются многие «непростые вопросы». По мнению российского эксперта Григория Сергиенко, с точки зрения топливной самодостаточности ситуация на Украине «не самая лучшая». По данным экспертов, в настоящее время из крупных НПЗ загружен только один — Кременчугский. Не первый год простаивает Одесский нефтеперегонный завод (НПЗ) и Лисичанский НПЗ, расположенный в Луганской области. Есть два завода на Западной Украине, но они не работают с 2008 года, поскольку не могут выпускать топливо, которое соответствовало бы действующим в стране стандартам. Пока же Украина закупает моторное топливо для внутреннего рынка не только в Белоруссии, но и в Литве, Польше, Турции и даже в Израиле.

Бензиновые реки
© Известия