Как украинские власти хоронят военное производство
За три года, прошедшие после «революции достоинства», военные расходы Киева выросли более чем в два раза. Для оборонно-промышленного комплекса страны должны были наступить золотые времена. Но производство высокотехнологичной продукции упало. В 2015-2017 годах предприятия-флагманы, работающие в этой сфере, оказались в тяжёлом положении. Почему конфликт в Донбассе и «российская агрессия», которая мерещится украинским властям всюду, не стали стимулом для развития ОПК — в материале RT. С конца февраля 2014 года Украина пережила ряд трагических для государственности событий. Насильственная смена режима, потеря Крыма и война в Донбассе поставили ребром вопрос о боеспособности вооружённых сил. Стремясь удовлетворить революционные запросы, постмайданные власти провозгласили цель создать «самую сильную армию на континенте». Помимо увеличения численности войск и уровня их боевой подготовки, в поддержке новых властей нуждался оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — основной поставщик вооружений. Тем не менее украинские предприятия не получили от государства масштабных заказов, на которые рассчитывали, а вооружённые силы Украины (ВСУ) продолжают зависеть от импорта западной военной техники. Куда уходят деньги Под предлогом «российской агрессии» Киев увеличил военный бюджет до планки в 5% ВВП. В мире существуют лишь несколько государств с такой высокой долей расходов на оборону (Израиль, Саудовская Аравия, Катар и ряд других). Но в абсолютных цифрах военный бюджет Украины невелик, что объясняется общей деградацией экономики. По официальным данным, в 2016 году на нужды обороны было потрачено 55,5 млрд. грн. При этом Госборонзаказ составил 6 млрд. грн (10%), а на развитие техники и вооружения были выделены 4,6 млрд. грн. (8%). Почти вся остальная часть бюджета ушла на обеспечение деятельности ВСУ и подготовку личного состава. Такая пропорция выглядит вполне логичной для постмайданной Украины. С 2013 года численность армии выросла в пять раз, до 1 млн. человек (2,3% от общей численности населения). Минобороны страны призвало на службу резервистов — самую слабую в профессиональном отношении часть вооружённых сил. Для сравнения: в российских войсках служат около 760 тысяч человек (0,5% от общей численности населения) и более половины из них — контрактники. Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) полагает, что реальные расходы Украины на оборону значительно выше официальных цифр. По данным авторитетного аналитического центра, только за 2015 год Киев потратил 79,125 млрд грн. (+32 млрд. грн к 2014 году). В 2014 году на армию ушло 47,943 млрд грн (+13 млрд. грн к 2013 году). Однако военный бюджет Украины всё равно «не успевает» за взрывным ростом численности ВСУ (с 186 тыс. до 1 млн человек). Огромная армия Украины высасывает ресурсы не только из экономики, но и из военного бюджета. Львиная доля расходов уходит на удовлетворение базовых потребностей: материальное и социальное обеспечение войск, закупка амуниции, стрелкового оружия и боеприпасов, производство и ремонт бронетехники. С этой задачей украинское командование, похоже, вообще не справляется. Военный эксперт Диана Михайлова подсчитала, что для переоснащения одной бригады современными системами связи требуется 1 млрд. грн. В состав ВСУ входят более 20 механизированных, аэромобильных и танковых бригад. Только на эти нужды придётся потратить 20 млрд. грн, или треть всего военного бюджета. Неудивительно, что сектор высокотехнологичного производства не получает от украинского государства крупных заказов. Миллионную армию с трудом обеспечивают бронежилетами, ботинками, камуфляжем, боеприпасами и отремонтированными бронемашинами. Украинские военнослужащие во время учений. Киевская область, октябрь 2016 года globallookpress.com © Maxym Marusenko / ZUMAPRESS.com Назло соседу Сокрушительный удар по наукоёмкому сектору Украины нанёс разрыв отношений с РФ по военной линии. Президент Украины Пётр Порошенко запретил поставки в Россию продукции военного назначения и организацию с российскими компаниями совместных юридических лиц. В советское время на Украине были построены десятки оборонных предприятий, которые работали в кооперации с заводами на территории РСФСР. Это была единая взаимосвязанная научно-производственная система. После распада Советского Союза хозяйственные контакты между Москвой и Киевом резко сократились, но не исчезли. До 2014 года украинские высокотехнологичные компании получали заказы от российских коллег или Минобороны РФ. Россия приобретала различные двигатели и агрегаты, транспортные самолёты и запчасти к ним, системы управления ракетами и многое другое. Москва платила за те типы техники, вооружений и услуг, на которые нет серьёзного спроса в самой Украине. Сегодня Киев, по сути, проедает бурно растущий военный бюджет назло соседу и в ущерб тем отраслям, которые являются предметом национальной гордости. Зато на Украине не бедствуют производители стрелкового оружия и боеприпасов. Расположенный на западе страны «Завод точной механики» (Каменец-Подольский) работает в две смены. Предприятие производит танковые и зенитные пулемёты, 30-миллиметровые автоматические пушки, которые устанавливаются на бронемашинах и вертолётах. Также ЗТМ выпускает звенья к снарядам и патронам различных типов и калибров. Автоматические пушки ЗТМ-1 и ЗТМ-2 — серийно выпускаются на «Заводе точной механики» © «Укроборонсервис» Объём производства с 2014 года вырос более чем в три раза (с 27,7 млн. грн до почти 100 млн. грн). В 2014 году предприятие в Каменец-Подольском изготовило 65 пушек, а в 2016-м — 118. Помимо внутренних заказов, ЗТМ продаёт оружие в Словакию, Чехию, Сербию, Азербайджан, Таиланд, Мьянму и другие страны. Несмотря на то что украинские предприятия после «майдана» продолжили работать на экспорт (за исключением экспорта в РФ), Киев испытывает дефицит в достаточно широком спектре импортной продукции. В 2014—2016 годах Украина закупила бронежилеты, радары контрбатарейной борьбы, приборы ночного видения, системы связи, беспилотные аппараты, медицинское оборудование и бронетехнику, включая подержанные бронеавтомобили. Не желая портить отношения с Россией, западные партнёры и Израиль отказываются поставлять ВСУ летальное оружие (самоходные артиллерийские установки, танки, ударные ракетные комплексы, миномёты, стрелковое оружие). Более того, с 2015 года страны НАТО ограничивают продажу Украине техники, которая необходима для производства вооружений. Речь идёт об электронике, различных узлах и агрегатах. В целом зарубежные компании проявляют потребительский подход к украинским коллегам. В частности, Киев стремился создать совместное предприятие с польским производителем бронежилетов «Любава», но три года переговоров успехом не увенчались. Вместо кооперации поляки принялись переманивать украинских специалистов на собственные оборонные заводы. Иностранцы проявляют большой интерес к украинской «оборонке» и размещают заказы на производство высокотехнологичных образцов. Например, в 2015-2016 годах Украина изготовила 40 ракет Р-27Р1 для ВВС Польши, продала Уганде и Южному Судану несколько вертолётов Ми-24, поставила Иордании комплектующие для ремонта БМП-2 и получила достаточно крупные заказы от Турции и КНР. Однако объём заключённых сделок в сфере высоких технологий не настолько велик, чтобы возместить ущерб от разорванных с РФ контрактов. Партнёры Украины не спешат углублять сотрудничество. Для них Украина — это источник дешёвых качественных вооружений, передовых технологий, запчастей и в каком-то смысле рабочей силы. Харьковский завод имени Малышева Несбывшаяся мечта Главное разочарование Киева — это гробовое молчание китайцев по вопросу инвестиций в достройку второго экземпляра советского реактивного самолёта сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия» (до 250 тонн). Самый крупный в мире транспортный самолёт впервые поднялся в воздух 21 декабря 1988 года. С тех пор он существует в единственном экземпляре. Ан-225 создавался для перевозки компонентов ракет-носителей «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран», который также впервые полетел в 1988 году. Но бушевавший в СССР кризис похоронил планы развития проекта «Буран», и спустя пять лет он был официально заморожен. «Мрия», которая и сегодня считается шедевром конструкторской мысли, оказалась не нужна ни Украине, ни России. С 2000-х годов Киев предпринимает попытки найти инвесторов. В конце августа 2016 года украинские СМИ облетела новость о готовности Китая выделить деньги на достройку второго Ан-225, который готов на 60-70%. Руководство корпорации «Антонов» отчиталось о заключении соответствующего соглашения с Aerospace Industry Corporation of China (AICC). «В этом году планируем подписать договор на разработку проектной документации. Многое зависит от китайской стороны. С нашей стороны проблем нет», — заявил 7 сентября президент «Антонова» Александр Коцюба. Спустя два месяца директор программы сотрудничества с КНР ГП «Антонов» Геннадий Гарбук высказался так: «Большие надежды возлагаются на контракт с Китаем, в рамках которого гонконгская фирма-инвестор собирается выделить $300—400 млн. на достройку второго экземпляра Ан-225 «Мрия». С 2017 года топ-менеджеры «Антонова» стали уже не столь словоохотливы. Договор о достройке Ан-225 с китайцами заключён не был, и $300—400 млн компания не получила. Единственное «достижение» украинских управленцев в отношениях с КНР — это продажа технологической документации на «Мрию». Ан-225 «Мрия» Reuters Поднебесная де-факто получила гипотетическую возможность самостоятельно производить копии Ан-225. Как неоднократно сообщал RT, конструкторы КНР уже полвека практикуют подобные схемы для последующего производства «уникальных» образцов авиационной техники. Продолжая сотрудничество с Китаем в таком формате, Украина в перспективе рискует потерять контроль над доставшимися от СССР технологиями в оборонном секторе и лишиться рынков сбыта готовой продукции. Спустя 10—15 лет основной специализацией Киева может стать ремонт советской техники и поставка запчастей. Импортозамещение по-украински Судьба «Антонова» после 2014 года как нельзя лучше демонстрирует, что сфера высоких технологий вторична для украинских властей, которые руководствуются, прежде всего, политическими мотивами. «Революция достоинства» лишила «Антонова» ведущего торгово-экономического партнёра в лице России, а Россию — поставщика готовой авиационной продукции. До 2014 года российские предприятия обеспечивали украинские компании комплектующими для сборки самолётов. Составляющая продукции заводов РФ в цене машин «Антонова» превышала 50%. Тяжёлый транспортный самолёт Ан-124 на 78% состоял из российских комплектующих, Ан-140 — на 70,2%; Ан-74 — на 54%, Ан-178, Ан-158 и Ан-158 — на 69%. Результат разрыва отношений с РФ не заставил себя долго ждать. В 2016 году ГП «Антонов» не выпустило ни одной новой машины. За минувший год были отремонтированы только 19 самолётов Ан-24, Ан-26 и Ан-30 ВВС Украины за 5,743 млн. грн (около $220 тыс.). Сейчас надеждой «Антонова» является среднемагистральный грузовой самолёт Ан-132. Это первая машина, созданная без российских комплектующих. Проект финансово поддерживает саудовская Taqnia Aeronautics — компания заказала шесть самолётов. Однако реализация проекта сталкивается с массой трудностей. Вместо российских силовых установок и приборов «Антонов» установил турбовинтовые двигатели канадской Pratt & Whitney Canada PW150, авионику американской Honeywell, систему жизнеобеспечения немецкой Liebherr, вспомогательную силовую установку американской Hamilton Sundstrand. На украинской машине даже винты произведены за рубежом (британская Dowty Propellers). Прототип Ан-132 был с помпой продемонстрирован 20 декабря 2016 года, первый полёт анонсировали на март. При этом, согласно первоначальным планам, машина должна была подняться в воздух ещё в IV квартале 2016 года. В начале 2017-го «Антонов» намеревался наладить поставки в Саудовскую Аравию. Руководство украинской корпорации гордо рапортует СМИ о том, что Ан-132 —доказательство эффективного выполнения программы импортозамещения. Факт чудовищной зависимости от Канады, США, ФРГ и Великобритании преподносится как показатель успешного технического сотрудничества с западными партнёрами. Эксперты солидарны во мнении, что преодолеть зависимость от РФ в краткосрочной перспективе невозможно, если, конечно, Киев действительно хочет развивать авиационную корпорацию. Между тем топ-менеджеры «Антонова» ищут каналы закупок комплектующих у России через подставные и подконтрольные организации. Такой вывод следует из данных системы раскрытия информации о государственных закупках Prozorro. 27 октября 2016 года был заключён контракт №27/10 между ГП «Антонов» и расположенной в Лейпциге фирмой Antonov Salis GmbH. Организация продала материнской компании пять комплектов агрегатов шасси для транспортного самолёта Ан-178 на сумму в €2,8 млн (выше реальной рыночной стоимости). Продукция была выпущена нижегородским ОАО «Гидромаш». Здесь руководство «Антонова», которое бросило вызов украинскому законодательству, понять можно. Финансовое самочувствие ГП признано неудовлетворительным. 20 октября 2016 года Верховная Рада приняла закон «О реструктуризации задолженности государственного предприятия «Антонов». Корпорация не может расплатиться с долгами в 1,2 млрд грн. Reuters Печальный юбилей В похожей с «Антоновым» ситуации оказался другой флагман украинской «оборонки» — ПАО «Мотор Сич», один из ведущих мировых производителей авиационных двигателей. В 2017 году запорожское предприятие будет праздновать 110-летие со дня основания, но поводов для радости в юбилейный год немного. С 2013 года поставки в РФ сократились более чем в два раза. В 2015 году производство двигателей рухнуло на 23% (данные за 2016 год пока не опубликованы). Продукция «Мотор Сич», как и «Антонова», не пользуется большим спросом на внутреннем рынке. Основной рынок сбыта для двух корпораций — это Россия, которая намерена избавиться от импорта украинских силовых агрегатов уже в 2017 году. В 2015 году «Мотор Сич» продала российским коллегам 540 двигателей мощностью более 1100 кВт за $327,542 млн. Доля экспорта в РФ в чистом доходе предприятия составила 55%. Аналогичная пропорция была и в 2014 году, но в денежном эквиваленте продажи в Россию за год сократились на $123 млн. При этом в 2013 году «Мотор Сич» выручил в общей сложности более $1 млрд благодаря росту поставок в РФ. В 2017 году запорожская корпорация должна практически полностью прекратить продажи двигателей «агрессору». «Мотор Сич» не мог этого сделать раньше из-за обязательств по заключённым ранее контрактам с холдингом «Вертолёты России» на поставку 250—270 комплектов моторов в год. Даже «патриотичные» украинские СМИ признают, что для «Мотор Сич» наступили тяжёлые времена, так как корпорация не успела к 2017 году переориентироваться с России на другие страны. Авиационные двигатели рассматриваются Киевом как продукция двойного назначения. Имеется в виду, что двигатели, закупленные для гражданской авиации, могут быть установлены на военные машины. Тем не менее «Мотор Сич» активно ищет обходные пути, чтобы поставлять продукцию на жизненно важный российский рынок. Если верить появившимся в начале февраля утечкам в СМИ, запорожский гигант может принять участие в российско-китайском проекте по созданию тяжёлого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL), поставив турбовальные двигатели АИ-136Т. Воровство на фоне войны Старший научный сотрудник ВШЭ, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин в беседе с RT констатировал, что украинский ОПК ушёл в пике, прежде всего, из-за разрыва отношений с РФ по военной линии. «Украинская промышленность была в тяжёлой ситуации ещё к концу 2013 года. Она переживала затяжной упадок, производила не так много конечных изделий, при этом сильно завесила от промышленной кооперации с Россией, и преодолеть все эти трудности украинцы так и не смогли», — сказал Кашин. По прогнозам Кашина, «Антонов» практически не имеет перспектив устойчивого развития: «Это высокотехнологичное предприятие скоро превратится в большой ремонтный цех. В данный момент «Антонов» не в состоянии наладить серийное производство каких-либо самолётов из-за деградации основных фондов». «Мотор Сич» окончательно потеряет российский рынок. Но предприятие может ещё долгое время выживать за счёт поставок своих двигателей огромному количеству стран, использующих советские вертолеты семейства Ми-8 и Ми-18. В то же время «Мотор Сич» сильно зависит от кооперации с РФ. Значительная часть закупок материалов, оборудования, запчастей осуществляется с территории РФ и ДНР», — отметил Кашин. Эксперт сообщил, что за минувшие три года украинские предприятия научились лишь в массовом порядке ремонтировать бронетехнику и танки, которые необходимы для продолжения АТО. «Они поддерживают имеющийся парк, пополняют армию. Попытки создавать новые сложные системы оружия пока не очень удаются и приводят к созданию неудачных конструктивных образцов, каковыми являются многие украинские бронемашины», — сказал Кашин. Главная беда Украины, по мнению эксперта, в том, что государство нецелесообразно расходует военный бюджет. В фаворе у постмайданных властей ремонтные предприятия и производители самой простой военной техники, которая нужна «примитивной, бедной и плохо вооружённой армии». «Для украинского официоза сейчас характерна точка зрения, что украинскую армию непрерывно разваливали на протяжении всех 24 лет, а сейчас началось её возрождение. На самом деле на Украине происходит массовое разворовывание средств на фоне войны и роста расходов на оборону», — подчеркнул Кашин. «Это выражается в закупках запчастей российского происхождения в 5-6 раз дороже их реальной цены, производстве бессмысленных малосерийных образцов вооружения. Военно-промышленная база Украины продолжает угасать, и никакого системного подхода по её сохранению у Киева нет», — резюмировал Кашин.