Убогие ВМС Украины за миллиард: как Киев отмывает деньги на хлипких «бронекатерах»

Под занавес минувшего года Интернет «взорвала» очередная новость из жизни украинской оборонки. По данным местным СМИ, на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузня» заложили сразу два десантно-штурмовых катера типа «Кентавр». Представители ВМС Украины поспешили отрапортовать: оба судна предназначены «для доставки десанта на побережье и проведения штурмовых действий». Кроме того, на базе этих судов предполагается в дальнейшем создавать катера для спецназа, для службы по чрезвычайным ситуациям, а также плавсредства медицинского и противопожарного назначения. Ранее военно-морские начальники отчитались о постановке в строй флота двух катеров проекта «Гюрза-М» (нынешний «Кентавр» - по сути, продолжение этой линейки). Правда, строились эти малые артиллерийские бронекатера первоначально не для Украины, а для далекого Узбекистана, причем деньги на реализацию проекта выделили США, озаботившиеся развитием узбекских сил береговой обороны на фоне усиления наркотрафика из соседнего Афганистана через Амударью. К сожалению, наметившееся тогда сотрудничество ограничилось поставками узбекской стороне всего лишь двух изделий, так как заказчик после ряда рекламаций отказался от дальнейшего партнерства с украинскими судостроителями. Пафос речного масштаба Неудача с узбекским заказом заставила корабелов Незалежной на определенное время забыть о проекте, однако на волне милитаристских настроений, поднятой Майданом, эта тема вновь возникла на горизонте у нынешнего киевского руководства. В ноябре 2014 года командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук сообщил возобновлении строительства судов этой серии. Вариант для киевских флотоводцев оказывался практически беспроигрышным: с одной стороны для части населения, преисполненной воинственного духа, демонстрировался факт какого-никакого, но все же «обновления» вооруженных сил, с другой - это обновление не требовало внушительных затрат, если бы речь зашла о строительстве фрегатов или корветов. Рукоплескать решению властей первыми бросились «независимые» киевские СМИ. К примеру, агентство Defence Express разразилось серией публикаций, в которых выделило в приоритет «Кентавра» его «внушительный» набор вооружения и мощную бронезащиту. На поверку эти преимущества оказалось представлены лишь 30-мм пушкой от БМП, пулеметом калибра 7,62 мм да автоматическим гранатометом. Бутафорской оказалась и броня - в лучшем случае от пуль калибра 5,45 мм, что и показали испытания. Тем не менее, в рекламных проспектах рисовались суровые образы будущего «штурмовика» - разрисованные причудливыми камуфляжными узорами борта, наглухо укрытая листами металла рулевая рубка, гордо реющее на корме желто-голубое полотнище... Нашлись и те, кто вспомнил, что на Украине, оказывается, протекает ни много, ни мало - аж 71 тысяча рек общей длиной 248 тысяч километров. И все эти просторы, как ни крути, тоже надо защищать от «неминуемой агрессии». Правда, в реальности судоходных путей, по которым могла передвигаться техника вроде бронекатеров, оказалось не так много. Тем менее, проекту «малой флотилии» был дан старт, и в 2015 году две первых «Гюрзы» достроенные после десятилетнего простоя, были спущены на воду. Примечательно, что первые испытания, проходившие на базе бывшего судоремонтного завода имени 50-летия Советской Украины (входит в состав Одесского морского торгового порта), показали значительные недоработки в конструкции катеров. Тут-то в Киеве и догадались о возможной причине отказа узбекских партнеров от сотрудничества. Тем не менее, оба катера были введены в эксплуатацию и пополнили состав украинского флота на Одесском направлении. Военно-морские фантазии Борьба с кораблями и судами противника, высадка десантных групп, разведка, поражение береговых стационарных и плавучих объектов, а еще - патрулирование, охрана водных рубежей, снабжение наземных войск: это лишь малый перечень задач, которые могут выполнять эти скромные катерки под импровизированной броневой защитой. Именно скромные - размер суденышек едва превышает 20 метров по длине и 4,8 м - по ширине. Правда, в чем кораблику не откажешь, так это в прыти. Два дизеля общей мощностью 2 тысячи л/с в случае чего помогут «Гюрзе» («Кентавру») ретироваться из опасного района на скорости в 25 узлов. Конечно, нельзя не признать, что подобный сегмент корабельной техники давно и успешно эксплуатируется военными флотами многих стран мира. К примеру, в России развитие схемы охраны водного района представлено противодиверсионными катерами проекта 21980 «Грачонок». Сегодня эти новейшие боевые единицы есть и на ЧФ, и на Каспии. Однако, «москитом» этот катер не назовешь: по длине он больше «Гюрзы» как минимум на 11 метров, по ширине - на три метра. Скоростные характеристики, правда, почти схожи, зато системы вооружения явно не сопоставимы. Огневая мощь «Грачонка» представлена внушительным арсеналом, состоящим из 14,5-мм крупнокалиберной морской тумбовой пулеметной установки, 55-мм десятиствольного противодиверсионного гранатометного комплекса, четырех переносных зенитных ракетных комплексов «Игла». И это не считая современных систем связи и навигации, мощного бронирования. Тем не менее, прием на вооружение двух несчастных катерков производства завода «Ленинская кузня», было подано Киевом как «прорыв» в формировании нового облика флота. Командующий ВМСУ вице-адмирал Игорь Воронченко, выступая на церемонии подъема флагов, так прямо и заявил: это, дескать, первенцы будущих больших преобразований украинского флота, им предстоит стать «основой надводных сил ВМС страны». По мнению адмирала, благодаря своей высокой мобильности и оснащению вооружением, «Гюрзы» способны «закрыть потребности страны в постройке крупных кораблей без дополнительных денежных вливаний». Сопротивление бесполезно С одной стороны командование ВМСУ понять можно. Возродить в обозримой перспективе военный флот Украины, планомерно уничтожавшийся все последние десятилетия, не реально даже ценой титанических усилий. Сегодня ВМС страны представляет даже не жалкое - убогое зрелище. Так называемый «боевой состав флота» представлен фрегатом «Гетман Сагайдачный», заложенным под именем «Киров» в 1990 году, корветом «Винница» (год приема на вооружение - 1976-й), а также средним десантным кораблем «Юрий Олефиренко», заложенным в 1970 году. Правда, есть еще рейдовый тральщик «Геническ» (вступил в строй ВМФ СССР в 1985 году), корабль управления «Донбасс» (год закладки – 1970-й), малый разведывательный корабль «Переяслав», с десяток боевых катеров, и прочие «плавсредства», такие как санитарный катер, мастерская, плавсклад боеприпасов, поисково-спасательные, водолазные, пожарные, гидрографические суда и катера... Статисты из штаба ВМСУ записали в состав флота даже полученные от американских друзей быстроходные надувные лодки в количестве 13 штук. Что ж, внушительное пополнение, не поспоришь.... Военный эксперт, аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия Сергей Простаков полагает, что в отсутствие даже перспектив серьезного военного кораблестроения на Украине «москитный флот», в принципе, может выступать в роли хотя бы видимости обновления. Однако, как отмечает эксперт, этими силами можно обеспечить лишь противодиверсионную и противодесантную оборону морского побережья и устьев рек. Кроме того, реализация подобной концепции потребует ввода в строй внушительного числа таких кораблей, а их по прогнозам украинского Минобороны до 2020 года планируется построить всего 18, а на деле и вовсе заложены лишь два. В перспективах какого-либо результативного боевого применения украинских катеров (в том числе и в случае совершения с их помощью диверсионной вылазки в отношении Крыма) серьезно сомневаются российские военные профессионалы. Так, один из бывших офицеров 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота в разговоре с корреспондентом «Звезды» напомнил о составе сил береговой обороны, дислоцированных в этом районе. «Если говорить о средствах, способных нанести огневое поражение надводным целям, то, прежде всего, стоит назвать отдельный береговой ракетный и отдельный береговой артиллерийский полки, бригаду береговой обороны, отдельную береговую ракетно-артиллерийскую бригаду, береговой самоходный артдивизион а также артиллерийские подразделения отдельной бригады морской пехоты, - отметил наш собеседник. – Полагаю, что для них будет просто в удовольствие потренироваться на украинских катерах, как на мишенях». Офицер напомнил о боевых возможностях только одного вида оружия - самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика», состоящей на вооружении в подразделениях морской пехоты, Боекомплект этой установки составляют не только «традиционные» 122-мм осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды, но и боеприпасы с радиовзрывателем, а также корректируемые снаряды «Китолов-2М». Выстрел «Гвоздики» не выдерживают даже танки, куда уж там утлому катерку с его хлипкой «броней». Кому война, а кому... Зачем же Киеву заранее подставлять своих моряков под удар, делая ставку на массовое строительство столь ненадежных «боевых средств»? Ответ на этот вопрос прост. Оказывается, предприятие, на котором налажено производство катеров, принадлежит... лично Петру Порошенко! Установлено, что основным акционером завода «Ленинская кузница», где и клепают эти суденышки, выступает некий корпоративный инвестфонд «Прайм Эссетс Капитал», принадлежащий украинскому президенту. Внушительный заказ, который Минобороны Украины разместило на этом заводе, может исчисляться сумой, превышающей миллиард гривен, ведь стоимость только одного катера типа «Гюрза» составляет по некоторой информации 60-65 миллионов в украинской валюте. Интересно, что буквально недавно украинский кабинет министров разрешил «Ленинской кузне» еще и импорт товаров военного назначения. В итоге, предприятие становится не только монополистом в поставках военной техники вооруженным силам страны, но может заработать на зарубежных контрактах. К слову, будто по волшебству миновала «Ленинскую кузню» и нынешняя всеукраинская кампания по декоммунизации - переименованию советских названий новый лад. Бдительное око национал-патриотов почему-то деликатно не заметило здесь никакого криминала... О том, что деятельность высших чиновников на Украине, имеющих отношение к ВПК, вызывает все больше вопросов в плане причастности к коррупционной деятельности, написал недавно британский журналист Дэвид Стерн в статье для ВВС News. В материале он привел информацию, предоставленную бывшим главой департамента обороны и безопасности украинского Минэкономразвития Виктором Плахутой, который рассказал о постоянном «раздувании» стоимости оборонных заказов, а также о передаче наиболее выгодных контрактов представителям высшего руководства страны, личным приближенным Порошенко. В частности, помимо истории с «Ленинской кузней» Плахута напомнил о другом поставщике ВСУ - корпорации «Богдан», которую возглавляет бизнес-партнер украинского президента Игорь Гладковский. В статье приводятся и другие факты коррумпированности чиновников, приближенных к военной сфере. Вывод, который делает Дэвид Стерн, - военно-промышленный комплекс Украины полностью коррумпирован и работает не на обороноспособность страны, а исключительно на обслуживание интересов отдельных политиков и олигархов. По мнению экс-депутата Верховной Рады, соучредителя Комитета спасения Украины Владимира Олейника, огромные расходы, выделенные на будущий год украинскому военному ведомству на закупку вооружений (500 млн. долларов) будут работать не на оборонку, а лично на президента страны. Владимир Олейник отмечает, что, помимо «Ленинской кузни» в активе Порошенко есть также черкасские заводы, выпускающие бронетехнику. В целом, военные траты в расходах бюджета не случайны, полагает бывший депутат. «Кто проверит, сколько денег и на что ушли? В первый год волонтеры кормили армию, обеспечивали обмундированием, списывали на это миллионы, - отмечает он. - Вот недавно возле Дебальцево ВСУ устроили перестрелку, и таким образом кое-что списали. В общем, кому война, а кому - мать родна». Автор: Дмитрий Сергеев

Убогие ВМС Украины за миллиард: как Киев отмывает деньги на хлипких «бронекатерах»
© ТК «Звезда»