Не слишком ли много странных "рацпредложений"?
У адекватных горожан-консерваторов страшное раздражение вызывают разные неожиданные прожекты, которые время от времени вбрасываются в СМИ. Как и ко всему остальному, к этому можно привыкнуть, если понять причину вот этих вбросов, которые "всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее!". Если какая-то группа политиков вдруг выступает с предложением внести поправки в конституцию (сейчас – тоже), то необязательно быть глубоким "аналистом", чтобы догадаться: им это нужно, прежде всего, для реализации своих личных и партийных интересов. Им кажется, что так будет легче наводнить своими единомышленниками парламент, избрать президента, окончательно решить, как называть государственный язык и титульную нацию, срочно объединиться с Румынией, интегрироваться в Европу, вступить в НАТО и так далее. Чего только стоят некоторые заявления последних трех министров обороны Молдовы! Виталий Маринуца предлагал за 150 миллионов долларов (!) купить у Румынии старые истребители… Сменивший его Виорел Чиботару выбрал Россию (видать, никого поменьше не нашел) в "потенциальные противники"… Нынешний, Анатолий Шалару, постоянно демонстрирует, что именно он не просто бывший ветеринар, а "опасная вувузела унионизма". Слушая перлы наших воинственных министров, невольно вспоминаю горбачёвское: "тут нам подбрасывают…" Теперь – о втором типе инициатив, которые, очевидно, тоже призваны отвлечь общество от насущных проблем и показать, что генерирующий их автор – не дремлет, а мыслит креативно. Он предлагает переименования улиц и министерств, изменение маршрутов транспорта и так далее. И даже если многие вокруг начинают негодовать: мол, дурак ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие, свою минуту славы он всё равно получает – и цель достигнута. Особняком стоят мегапроекты, которые касаются молдавской столицы. Конечно, проще всего назвать эти новости из завтрашнего дня местечковой паранойей. Но если человечество вырыло Панамский канал и пролив под Ла-Маншем, полетело на Луну, то почему и наши мечтатели не могут позволить себе пофантазировать? Египтяне построили пирамиды, французы – Эйфелеву башню, москвичи – Останкинскую, китайцы – не только свою знаменитую стену, но и недавно – стеклянный мост. Ну, дык, а мы чем хуже? Всем крестам крест Кажется, из последних столичных грёз волну обсуждений вызвало намерение муниципальных властей установить на Рышкановке, близ перекрестка Московского проспекта и улицы Студенческой, скульптурную композицию, главным элементом которой станет 30-метровый крест работы скульптора Тудора Ботина (об этом недавно писал Sputnik). При обсуждении в Фейсбуке экс-вице-премьер Александр Муравский иронично предложил не мелочиться и воздвигнуть 100-метровый крест, чтоб уже точно все его увидели и заценили высоту полёта. Вообще, если самый большой камень закатить на самую высокую гору, а оттуда спихнуть его в море… То что? Правильно, получится большая бульба! Усыпальница для миллионеров Если вспомнить некоторые похожие инициативы, хорошие и разные, то на ум приходит Дорин Киртоакэ, который несколько лет назад выступил за возведение некой частной церкви в сквере у делового центра Kentford. Kentford Кентфорд Первым забил тревогу Sputnik, у которого новостройка грозила развернуться прямо за окном. Затем журналисты из других СМИ провели расследование и выяснили, что этот объект в действительности намереваются превратить в роскошное кладбище – некрополь для миллионеров. По проекту, в полуподвале должны были соорудить 36 семейных склепов, вместимостью 12 персон каждый, а всего в "частной церкви" планировалось похоронить 432 состоятельные персоны. Предполагаемая цена похорон одного человека – около 10 тысяч евро. Следовательно, цена семейного склепа варьировалась бы от 120 000 до 150 000 евро. Прибыль оценивалась в 4–5 миллионов евро. В поддержку своей позиции генпримар тогда приводил в пример собор Парижской Богоматери и другие культовые сооружения-некрополи. Потом он то ли обиделся, то ли остыл к этой идее, заявив: оказалось, что за проектом скрываются чьи-то меркантильные интересы. Мысль, конечно, интересная! Ну кто бы мог подумать! А Дорин – молодец, догадался всё-таки… Однако чувствуется: всё ещё хочет превратить Кишинев в "Нью-Васюки". Кстати, никакой проблемы со склепами для состоятельных людей нет и в помине не только на Армянском и на св. Лазаря ("Дойне"), но и на других погостах. Вообще такие идеи лучше сначала озвучивать в кабинете у психиатра: не исключено, что это всё-таки лечится. Я знавал когда-то одного вполне грамотного инженера-строителя, который носился с такой навязчивой идеей экономии средств: в жилых домах не обустраивать туалет в каждой квартире, а выносить один общий на лестничную площадку. Нет, не ку-ку: во всем остальном, вроде, был вполне нормальным мужиком. Говорят, мечтать не вредно. В нашем случае это не вредно только для самих мечтателей, но не для всех остальных. Манилов отдыхает… Не так давно горожане похолодели от ужаса, когда узнали, что рассматривается проект строительства платной подземной парковки на центральной площади столицы. Общая стоимость – 12 млн евро (т. е. 20,7 тыс. евро за место). Поэтому примэрия решила было реализовать этот проект на базе государственно-частного партнерства. То есть сдать в аренду участок площади Великого национального собрания какой-нибудь фирме на 50 лет. Слава Богу, пока не удалось найти инвестора (дурака или мошенника), как, впрочем, и для реализации аналогичных идей – реконструкции цирка и республиканского стадиона. И ничего – никто не смеялся, хотя все мы улыбались когда-то, читая у Гоголя о скромной мечте Манилова "провести от дома подземный ход или через пруд выстроить каменный мост", а ещё про беседку этого помещика "Храм уединенного размышления". Перестроечные годы тоже не были бедны на подобные фантазии с размахом, которые обсуждались в СМИ. Романтически настроенные оппоненты обижались, когда я предлагал для начала построить в столице несколько нормальных туалетов, которые люди будут находить не по запаху. Справедливости ради отмечу, что иногда планов громадьё удавалось успешно реализовать – и скептики с пессимистами были посрамлены. Например, сорокская "Свеча Благодарения" (29,5 м), трушенский храм Архангела Михаила (77 м) – самая высокая церковь страны, центр "Атриум" – самое высокое здание в Молдове (86 м), которое торчало долгостроем ещё с 80-х. Упомяну и колокольню в Соборном парке, правда, известный архитектор Валентин Петрович Меднек как-то сказал мне: "Сносить её было актом вандализма, ну а восстанавливать так, как это у нас делается, просто не стоило…" Atrium Транспорт – отдельная песня! Транспорт в столице – отдельная песня… Возрождение кишиневского трамвая, который бегал по улицам до 1960-го, обсуждалось ещё до того, как родился Дорин Киртоакэ. В генплан развития Кишинёва 1986 года заложили строительство одной скоростной трамвайной линии. Через 25 лет Urbanproiect разработал "Стратегический план социально-экономического развития Кишинева на период до 2020 года". Schema metroului din Chișinău В нём предусматривалась и внутримуниципальная железная дорога. В 2009-м возник неофициальный проект "лёгкого метро", правда, кишиневские власти проявили не всегда свойственный им прагматизм в оценке собственного потенциала и данный проект даже не рассматривали… Но не так давно столичный градоначальник вернулся к этой идее – с председателем Минского горисполкома Николаем Ладутько они подписали "протокол о намерениях" – и сделал заявление о возможности строительства скоростного трамвая или "легкого метро". Планировались две линии этого самого очень легкого метро. Первая – от аэропорта через центр и с конечным пунктом в Ватре. Вторая линия – от Южного автовокзала до северной части города. В плане было предусмотрено продление маршрута до Вадул-луй-Водэ. Кстати, ещё до мэрства Киртоаки обсуждалось не только восстановление трамвая и судоходства на реке Бык, но и монорельсовая дорога до Вадул-луй-Водэ, а также – строительство молдавского Диснейленда за цирком. Осуществление любого их этих старых и новых мегапроектов (а я перечислил далеко не все) могло и ещё может ввергнуть город в очередной продолжительный коллапс. Зато когда запланированную большую или малую катастрофу отодвигают или аннулируют, все мы чувствуем облегчение, не правда ли? А кому-то даже начинает казаться, что к нашему мнению прислушались… На фоне того, что могли нахомутать, очень неудобная вечная перетасовка маршрутов всем кажется уже не такой страшной. Недаром говорят: нет худа без добра. На днях на остановке видел, как дама заскочила в маршрутку и тут же выпрыгнула: не туда идёт; кинулась в троллейбус и тоже сразу дала задний ход: не так едет. В сердцах воскликнула: "Боже, ну что за жизнь с идиотом!" Мне показалось, она имела в виду совсем не своего мужа… Одна из самых свежих утопий родилась прошлым летом в канун выборов в местные органы власти. Дорин Киртоакэ торжествующе прокукарекал о проекте утепления столичных домов – первый транш 25 миллионов евро, а вообще – 500 млн на ближайшие 25 лет! Многие заинтересовались: он что, как Кощей Бессмертный, собирается ещё четверть века просидеть в столичной мэрии?! В начале декабря соглашение с Европейским инвестиционным банком будет уже подписано! У специалистов куча безответных вопросов на эту тему (о технологии, качестве утеплителя и пр.) ещё с прошлого года. Вернитесь из своего астрала в наше измерение Под занавес – несколько тёплых слов адресую руководству города, которое, видимо, не ходит по тем же улицам, что и мы, и вообще живет в каком-то другом измерении. Дорин Киртоакэ – всё-таки явный политик. Не пора ли племяннику, который давно всем надоел, заменить дядю в парламенте? Зачем нам такой сильно идейный и партийный мэр? На мой взгляд, был бы полезнее опытный хозяйственник. Хотелось бы, чтоб мунсовет действительно эффективно работал, а не только демонстрировал свои партийные пристрастия и его фракции бойкотировали друг друга. Конечно, нынешние отцы города очень сильны в мемориально-политических заморочках, любят рассуждать о высоком и возвышенном, общественном благе, но постоянно вляпываются в коррупционные скандалы. Напомним им о некоторых прозаических мелочах. Например, ливневая канализация нужна не только у вокзала. На Валя Морилор есть не только восстановленная, наконец, Каскадная лестница, но и как бы "новая", которая давно нуждается в ремонте. Может, столичные власти обратят внимание и на объекты, уродующие центр столицы? Бывший кинотеатр "Искра", гостиница "Националь" с рестораном и бездействующим фонтаном, недостроенное сооружение на пересечении главного проспекта и ул. Лазо (рядом с музеем), совсем не графские развалины между мединститутом и "Артико" – с ними и некоторыми другими полуфабрикатами давно пора что-то делать и как-то определиться. А углы на Штефана чел Маре нам самим заасфальтировать или плитку там уложить? На этих углах-перекрестках прохожие спотыкаются, падают, ушибаются и калечатся – это же просто подсудно! На узких небольших улочках, расположенных на один-два квартала ниже главного проспекта, практически нет освещения! Этот кратенький перечень горожане легко и с удовольствием дополнят, если примэрия отважится открыть форум на своем сайте. А наказ новому президенту – поломать наконец порочную практику, когда главу столицы почему-то выбирают жители трех десятков пригородных сёл. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов. Скачать приложение для iPhone >> Скачать приложение для Android >>